В понедельник в Вене по инициативе Свободной академии (центр Австрийской партии свободы (АПС) по стратегическим исследованиям религии и политики в современном мире) и Общественной палаты России прошла конференция «Европа – Россия – Грузия: созидание мира». Речь, как нетрудно догадаться, шла о ситуации на Кавказе после нападения Тбилиси на Южную Осетию и ответных действий Москвы по принуждению Грузии к миру.
Президент Грузии, которого можно по праву назвать другом США, ввел, выражаясь дипломатично, авторитарный режим, а на деле – диктаторский
Как известно, Европа в данном конфликте взяла на себя роль миротворца. Президент председательствующей в Евросоюзе Франции Николя Саркози несколько раз посещал Москву и Тбилиси, и итогом консультаций стало подписание мирного соглашения, вошедшего в историю как план Медведева – Саркози. Со своей стороны условия документа Москва выполнила, выведя свои войска из буферных зон на территории Грузии.
Кроме того, по итогам пятидневной войны на Кавказе Кремль признал независимость Абхазии и Южной Осетии. Также по просьбе правительств обеих республик Россия согласилась разместить на их территории военные контингенты численностью по 3800 человек в каждой.
Соединенные Штаты и их главные союзники в регионе, в том числе страны Прибалтики и Украина, осудили действия России. Тем не менее, конференция в Вене лишний раз доказала, что в Европе есть те, кто считает именно грузинскую сторону виновной в случившемся.
Россию на конференции представляли член ОП Максим Шевченко, председатель общественного движения «Сопротивление» Ольга Костина, архиепископ Ставропольский и Владикавказский Феофан и другие общественные деятели. От Грузии выступал один из лидеров оппозиции Леван Пирвели и президент издательского дома The Georgian Times Малхаз Гулашвили, а от Европы – австрийский парламентарий Петер Фихтебауэр и лидер АПС Хайнц-Христиан Штрахе, чье выступление оказалось одним из самых эмоциональных.
«Президент Грузии, которого можно по праву назвать другом США, ввел, выражаясь дипломатично, авторитарный режим, а на деле – диктаторский», – передает слова Штрахе РИА «Новости». Как подчеркнул лидер партии, набравшей на последних парламентских выборах 18% голосов, «восьмого августа Грузия начала вторжение в Южную Осетию, и это факт».
Касаясь реакции Запада на российскую операцию по принуждению Грузии к миру, лидер АПС отметил, что сразу после ее начала некоторые западные СМИ «представляли Россию в качестве агрессора». «Однако это неверно, – подчеркнул он. – У России есть определенные обязательства по защите своих граждан».
Напомним, что об информационной войне, которую развернули некоторые западные СМИ, в России после окончания конфликта говорили немало. Так, премьер-министр Владимир Путин подробно остановился на данной теме на встрече с участниками дискуссионного клуба «Валдай». Впоследствии многие СМИ признали, что в период военных действий в зоне грузино-осетинского конфликта пользовались неподтвержденной информацией.
Напомним также, что Вашингтон с самого начала военных действий на Кавказе грозил России резким ухудшением отношений не только с Западом, но и Европой. Более того, Грузия стала одной из горячих тем в споре между двумя основными кандидатами на президентский пост: республиканцем Джоном Маккейном и демократом Бараком Обамой.
Маккейн и ранее не скупился на критику в адрес Москвы, а в эпоху войн республиканцы, как известно, избирателю особенно симпатичны. Рейтинг фаворита «слонов» тут же пополз вверх, и неясно, как бы сейчас складывалась гонка для 72-летнего сенатора от Аризоны, если бы в США не произошел резкий обвал на фондовых рынках, спровоцированный банкротством крупных банков и ипотечным кризисом. Барак Обама быстрее уловил главную тревогу американского избирателя и стал предлагать решения по выходу из кризиса, в то время как Маккейн был уверен, что американская экономика «по-прежнему сильна». В результате темнокожий сенатор опережает ветерана вьетнамской войны, по разным оценкам, на 5–10%.
Наконец, после окончания пятидневной войны Джордж Буш приказал оказать Грузии гуманитарную помощь, которую доставляли в республику в том числе на боевых кораблях НАТО. Непрозрачность этих поставок ставила под вопрос содержание грузов. Российские военные не исключали, что Тбилиси получает вооружения. Вашингтон, в свою очередь, это отрицал.
Что до Штрахе, он призвал страны ЕС не идти на поводу у США и занимать по отношению к России взвешенную позицию.