Держался новый постпред уверенно, благо ближайшее его будущее предопределено. «Избрание нового президента России не изменит коренным образом российскую внешнюю политику», – сообщил Рогозин в рамках пресс-конференции РИА «Новости» и добавил, что «люди останутся на своих местах, курс останется прежним, понятным».
При всем уважении к Эстонии, к ее вооруженным силам, вряд ли они могут представлять угрозу для моей страны
По словам постпреда, традиция кадровых назначений в российской дипломатии такова, что она не меняется от изменений конъюнктуры в Кремле. «Это курс на возрождение нашей державы, на восстановление ее авторитета в мировой политике, на обеспечение безопасного окружения Российской Федерации с тем, чтобы наши граждане могли всецело сосредоточиться на внутренней политике, на реформах политической системы, на экономических вопросах», – сказал Рогозин.
После этого речь зашла о Тбилиси и Киеве. Как подчеркнул Рогозин, ни Украина, направившая в Брюссель прошение о присоединении к Плану действий для вступления в НАТО, ни Грузия, граждане которой по итогам референдума высказались за вступление государства в альянс, не отвечают необходимым для вступления в Североатлантический блок требованиям.
«Все эти пляски вокруг Грузии и Украины носят ритуальный и очень политизированный характер», – отрезал постпред.
Если же Украина все-таки «вступит на порог НАТО» (то есть станет реальным кандидатом на вступление в эту организацию или вступит в альянс), она будет обязана «ввести визы в отношении граждан Российской Федерации», а подобный шаг повлечет за собой адекватный ответ со стороны России.
«Это означает, что миллионы украинских граждан, которые сегодня находятся на территории Российской Федерации, работают на стройках, предприятиях и посылают заработанные ими в России средства на поддержку своих семей, эти люди столкнутся с катастрофическими последствиями этого политического решения», – пояснил Рогозин, не отрицающий, впрочем, что присоединение Украины к Североатлантическому альянсу является суверенным правом этой страны.
Кстати, как сообщила на пресс-конференции в четверг представитель фонда «Демократические инициативы» Ирина Бекешкина, ссылаясь на данные проведенного опроса, если бы референдум по НАТО проводился в ближайшее время, против вступления в альянс проголосовали бы 53% граждан Украины, при этом 32% поддержали бы вступление. Кроме того, 51,9% респондентов заявили, что НАТО – это империалистический агрессивный блок, который втянет Украину в военные действия.
Рогозин также уверен, что пока НАТО не отказывается от своей военно-политической составляющей, хотя прямых и явных военных угроз для альянса не существует. Впрочем, в настоящее время есть вызовы, на которые нужно отвечать, причем «не из пушек и танков».
«Нужно создавать новые структуры безопасности, которые могли бы быть специализированы, например, на сотрудничестве разведсообществ, проведении операций по контролированию поставок наркотиков», – считает дипломат.
В целом Россия готова сотрудничать с НАТО и выступает за более тесное сотрудничество альянса и Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Благо существует ряд проблем, с которыми НАТО не может справиться самостоятельно. «Существуют проблемы транзита в Афганистане, поддержки афганского населения, действий коллективных сил в Афганистане. Без доброй воли государств Средней Азии, Казахстана, Российской Федерации решить их невозможно», – подчеркнул Рогозин.
При этом постпред выразил сожаление, что альянс больше настроен на сотрудничество не с ОДКБ, а с каждой страной – членом организации в отдельности. Впрочем, по ряду вопросов у Москвы схожий подход. Так, Рогозин рассчитывает на продвижение сотрудничества России и Эстонии в борьбе с синтетическими наркотиками, которые идут в РФ транзитом через Прибалтику.
Рогозин не имеет в виду, что именно Прибалтика в Россию перебрасывает наркотические средства. «Это мафия, это оргпреступность. Я просто констатирую факт, – пояснил постпред. – Эта работа должна быть деполитизирована, она касается наших граждан, поскольку тяжелый вид наркотиков представляет угрозу не меньшую, чем оружие массового уничтожения».
А отвечая на вопрос, представляет ли Эстония угрозу для России, Рогозин сказал: «При всем уважении к Эстонии, к ее вооруженным силам, вряд ли они могут представлять угрозу для моей страны».
Еще одна тема, которую новый постпред планирует обсудить с руководством НАТО, – авторские права в сфере вооружений. В частности, Рогозин напомнил, что многие страны, включая членов НАТО и Евросоюза, производят у себя автомат Калашникова.
«Нам предстоит выяснить, на основе каких лицензий и соглашений осуществляется производство и поставки наших автоматов, сколько денег потеряла Российская Федерация», – сообщил Рогозин.
Коснулся Рогозин и двух других животрепещущих тем – выхода России из ДОВСЕ и ситуации вокруг Косова. Так, ДОВСЕ, по мнению постпреда, «безбожно устарел», а фланговые ограничения, прописанные в нем, являлись «анахронизмом холодной войны». А при заключении нового договора необходимо учитывать «не только сухопутный, но и морской компонент, сегодня у многих стран НАТО в Европе значительный перевес над российским Военно-морским флотом».
Что касается Косово, Рогозин предупредил Европу, что, признав независимость края, «они откроют ящик Пандоры». «Ну надо же думать головой, прежде чем это делать!» – недоумевал Рогозин.
По его словам, если до сих пор руководство России по вопросу признания объявивших себя независимыми республик на постсоветском пространстве твердо стояло на позиции уважения территориальной целостности стран, то теперь «позиция твердокаменных сторонников государственности резко ослабнет, после того как Косово получит свою независимость».