Согласно предложению о перераспределении депутатских мандатов, подготовленному французским консерватором Аленом Ламассуром и румынским социалистом Адрианом Северином, общее количество мест в Европарламенте сократится с 786 до 750.
Единственной крупной страной ЕС, от которой не убудет, останется Испания
Сокращение это продиктовано грядущим принятием «облегченного договора о функционировании Евросоюза», который подразумевает в себе и дальнейшее сокращение – уже до 732 кресел.
Ранее Европарламент имел традицию регулярно наращивать депутатские места. Наиболее существенное увеличение (с 198 до 410 мандатов) произошло в промежутке с 1973 по 1979 год. С 1979 года Европарламент избирается населением Европы (ранее в него делегировались представители парламентов стран – членов ЕС) и наращивание заметно замедлилось.
Как известно, количество парламентариев, представляющих конкретную страну в парламенте Евросоюза, определяется исходя из численности населения этой страны. И идея придания Европарламенту новой конфигурации продиктована именно учетом реальных демографических параметров стран ЕС.
Кроме того, будет введена определенная квота: количество парламентариев от одной страны не может быть больше 96 и меньше 6 человек. Сейчас из этой квоты выпадают только Германия, представленная 99 парламентариями, и Мальта – от нее в Европарламенте всего 5 человек.
Уже известно, что потеряют в депутатах большинство старожилов Евросоюза. Представительства Франции, Великобритании, Германии и Италии сократятся в среднем на 5–8 кресел. Впрочем, они все равно останутся крупнейшими «дольщиками» Европарламента.
Единственной крупной страной ЕС, от которой не убудет, останется Испания – те же 54 мандата. Не претерпят изменений также доли Болгарии, Кипра, Латвии и Люксембурга.
У таких стран, как Австрия, Словения, Швеция и Мальта, представительство увеличится – в среднем на 4–5 мест. А вот Бельгия два кресла потеряет. Представительство Польши также сократится с 54 до 51 мандата.
Характерно, что принятию проекта так называемого облегченного договора о функционировании Евросоюза, который вступит в силу летом 2009 года и призван заменить единую европейскую конституцию, именно Польша долгое время и препятствовала.
Единую конституцию европейцы окончательно похоронили на референдумах во Франции и Нидерландах. На смену пришел «облегченный договор», но Польшу, которая традиционно привлекает к себе внимание «особой позицией» на переговорах (а также регулярными выпадами в адрес России), категорически не устраивал его пункт о формуле «двойного большинства».
Согласно этой формуле решение в ЕС будет считается принятым, если за него проголосовали представители 55% государств ЕС, в которых проживает не менее 65% граждан Евросоюза. Если бы эта норма функционировала уже сейчас, то не позволила бы Польше заблокировать соглашение о сотрудничестве между Россией и ЕС. А приравнивание собственных внутренних проблем к «проблемам всего ЕС» с приходом к власти братьев Качиньских стало фирменной фишкой Польши.
Неуступчивость поляков была столь велика, что канцлер Ангела Меркель (в то время Германия председательствовала в ЕС) уже намеревалась пойти на чрезвычайный шаг – созвать международную конференцию по базовому договору без Польши. Благо прецедент в истории уже был – в 1985 году Европейское экономическое сообщество собралось без Великобритании.
Соединенное Королевство препятствовало принятию договора и в этот раз, но от Англии откупились предоставлением широких полномочий в рамках ЕС (например, правом определять внешнюю политику страны самостоятельно, что для главного сателлита Штатов вопрос не праздный). С Польшей же в конце концов условились на том, что формула «двойного большинства» вступит в силу только в 2014 году с переходным периодом до 2017-го.
Что касается перераспределения квот в Европарламенте, на его политику оно никак не повлияет. Как известно, участие в выборах в Европарламент принимают партии стран – членов ЕС, а в некоторых государствах и независимые кандидаты. Так что фракции в парламенте образуются не по географическому, а по политическому принципу. Крупнейшие из них составляют консерваторы (правые, голлисты, Христианский союз Германии), социалисты и либералы.
С принятием в Евросоюз новых членов образовались также немногочисленные фракции экологов, коммунистов и националистов. В 1999 году появилась довольно разношерстная фракция евроскептиков (в нее входит, например, французская партия «Охота, рыбалка, природа, традиции»), а в 2007-м необходимый минимум (20 человек из 6 стран) добрала фракция радикальных националистов. Это стало возможно благодаря тому, что в Европарламент избирались несколько радикалов из Румынии и Болгарии, вступивших в ЕС только в январе 2007-го.
Националистически настроенные румыны и болгары завершили образование специфической фракции, в которой сейчас состоят лидер французского Национального фронта Жан-Мари Ле Пен, внучка дуче Алессандра Муссолини и председатель бельгийской партии «Фламандский интерес» Франк Ванеке. Руководит фракцией Бруно Голниш, который на территории Франции находится под следствием за отрицание холокоста.