Каждый день я вижу, как люди в социальных сетях и в реальной жизни выносят «приговоры». Отфренды, прекращение общения, ссоры и оскорбления стали настолько обычным делом, что никто уже не обращает на происходящее никакого внимания.
Один и тот же интернет-пользователь может говорить о неверном вердикте российского суда по отношению к одному заключенному и его объективности по отношению к другому
Очередная ужасная новость вызывает волну комментариев и тут же смывается новой порцией взаимных обид.
Во времена Маяковского конфликт был трагедией – «любовная лодка разбилась о быт». Сейчас это норма, на любое сообщение набегает виртуальная или реальная толпа агрессивных критиков и быстро превращает тему в повод для ссоры и злословия.
Вот в метро один человек толкнул другого, не извинился, бросил окурок и пошел по своим делам. В его голове уже вынесен приговор соседу по вагону, интернет-другу или соседу по лестничной клетке.
В Римской империи христиан отправляли на смерть со словами «Вас не должно существовать». Сейчас эти фразы мы запросто видим в повседневной жизни.
На прошлой неделе тысячи людей попеременно посылали проклятия на голову оппонентов, говорили о том, что христианин или церковь должны поддерживать одних и не верить другим. Просто из чувства корпоративной солидарности, политических симпатий или субъективных представлений о том, «что такое хорошо и что такое плохо». По себе знаю, как легко оправдать собственные промахи и как тяжело – ошибки другого.
Недавно епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон рассказал чудесную историю о том, чем ад отличается от рая. Представьте себе прекрасный ресторан. За богатыми столами сидят люди. Перед ними лежат ложки с длинными ручками, которыми невозможно есть самостоятельно. В аду умирают от голода, а в раю – кормят друг друга.
Если уйти от религии к психологии, то нашу любовь к осуждению ближних можно объяснить еще проще. Человеку изначально свойственно объяснять свои действия внешними обстоятельствами: «Я был голоден и устал, поэтому не сдержался и нахамил соседу». Напротив, любые враждебные и неприятные поступки других мы связываем с чертами характера: «Мой собеседник не согласен со мной, значит, он предвзят, корыстен и лжив».
Мы любим совершать наш маленький страшный суд над другими и надеемся на милосердие по отношению к нам самим. Мы всегда себе немножко подыгрываем.
Я в детстве очень любил играть сам с собой в чемпионат СССР по хоккею. Рисовал табличку, с помощью кубиков определял счет матча, а потом вел свою команду к победе. Интересно, что в случае проигрыша у меня иногда находились причины перебросить кости, так что выигрывали всегда «наши». Правда, иногда для этого приходилось менять сторону.
В жизни поменять любимцев гораздо сложнее, поэтому мы все время подыгрываем себе другими способами. С удовольствием цитируем знаменитостей, политиков, экспертов и представителей церкви, согласных с нами, и предпочитаем не замечать тех, кто говорит вещи нам неприятные.
«На нашей половине поля идет дождь, а на половине соперника ярко светит солнце». Фраза из анекдота – прекрасный пример подсознательной самопредвзятости человека, его способности видеть лишь то, что он хочет.
Один и тот же интернет-пользователь может говорить о неверном вердикте российского суда по отношению к одному заключенному и его объективности по отношению к другому.
Затем он с легкостью клеит ярлык и с его помощью делает нужные выводы: «Как можно верить человеку, сидящему за убийство / священнику Русской православной церкви / чиновнику / полицейскому / консерватору / либералу / верующему / атеисту».
Каждое из этих определений становится основанием для приговора, для изначальной презумпции виновности, для осуждения без права обжалования.
В этот момент человек превращается в дьявола, он забывает евангельскую притчу о хозяине, простившем рабу долг в 10 тысяч талантов, он вершит свой суд быстро и скоро – без адвокатов, допроса свидетелей, без права апелляции, а потом удивляется тому, что жизнь вокруг превратилась в настоящий ад, который он сам и создал.
Чтобы этого не происходило, стоит вспомнить историю о преподобном Пимене Великом. Однажды он пришел на литургию с маленькой корзинкой песка в руках и огромным мешком за спиной и сказал инокам: «Песок, который я вижу, – грехи других, мешок за спиной – мои собственные».
С появлением интернета мешки стали заполнятся особенно быстро, так что пора перестать осуждать. Лучше уж публиковать фотографии котиков.
Источник: Журнал «Фома»