В последнее время внимательно наблюдаю за тем, как в комментариях к новостям информационных агентств, в блогах, социальных сетях появились сообщества людей (не без ботов), которые объединяются по принципу стойкой неприязни к Церкви. Да, все мы знаем о духовной борьбе и конфликте полярности философских воззрений. Но мне недавно увиделась еще одна причина подобного негативного отношения. Сейчас постараюсь ее разъяснить.
Нелюбимая власть
Президент РФ не является помазанником Божиим в строгом смысле этого слова
Власть не любили во все времена. Это аксиома. Монарху, генеральному секретарю, президенту всегда было трудно угодить народу. Не зря ведь главный герой пушкинской поэмы «Борис Годунов» произнес невеселое: «Ох, тяжела ты, шапка Мономаха». Были и на Руси вожди, которые нелицемерно радели о своем народе. Первое имя, которое приходит на ум в этой связи, – Алексей Михайлович, прозванный Тишайшим за свой мягкий, добродушный и милосердный нрав. Но, как известно, для того чтобы радеть, необходимо действовать, то есть проводить какие-либо реформы. Но даже он вызвал недовольство крестьян введением медных монет. Причем этот шаг был необходимым в условиях экономического упадка и постоянной угрозы военного вторжения сопредельных государств. Но нам известно, что это закончилось так называемым «медным» бунтом. Нельзя не вспомнить и о крестьянском бунте Стеньки Разина.
Нелюбимая Церковь
Также во все времена на Руси Церковь была опорой государственной власти. Неспроста русское государство унаследовало герб Византийской империи – двуглавого орла, который вспорхнул на шпили Московского Кремля. Но мало кто из некнижных людей знаком с символическим смыслом этой чудо-птицы. Две главы орла, увенчанные коронами, олицетворяют государственную и духовную власть: Государь Император и Патриарх. Именно поэтому государственную и духовную власть отождествляли друг с другом. Церковь венчала на царство, благословляла военные оборонительные походы, а государственная власть помогала Церкви осуществлять свою христианскую миссию в стране.
Поэтому неудивительно, что когда в Церкви начинались нестроения (реформы Патриарха Никона), тогда аукалось и государственным мужам. И наоборот, когда народ наущивали на государственную власть, вместе с ней доставалось и всей Церкви (революции). Такова судьба русского государства под сенью двуглавого орла.
Государство и власть сегодня
Сегодня совершенно иная ситуация. Президент РФ не является помазанником Божиим в строгом смысле этого слова. Кроме того, Церковь конституционно отделена от государства. Но, тем не менее, народ, обладающий этой исторической генетической памятью, пытается втиснуть новое содержание в одну старую форму. Человеку, который не живет церковной жизнью, трудно понять, что сегодня между Церковью и государственной властью несколько иные отношения, чем много лет назад. Сегодня они не одно целое, как плоть двуглавого орла. Ныне они – два отдельных субъекта, имеющие доверительные отношения. (Поэтому, если сегодня рисовать герб сообразно создавшейся ситуации, то в одной рамке должно быть два орла. Причем один побольше ростом, а другой – поменьше).
И сегодня, когда оппозиция пытается пошатнуть государство, она бьет и по авторитету Церкви. Отсюда разноналичные проекты панк-молебнов, кощунственных перфомансов и акций и копание в белье церковных иерархов. Как вопрошал Маяковский: если звезды зажигают, значит это кому-нибудь нужно?
Конфликт двуглавия
Тем, кто мало-мальски разбирается в делах политических, понятно, что нынче между госвластью и Церковью нет никакого двуглавия, которое выражено идеей симфонии властей. Но народ подсознательно продолжает отождествлять государственную власть и Церковь как одно целое. Но сегодня современные государственные мужи во всеуслышание заявляют, что Церковь отделена от государства. В свою очередь и Церковь говорит о том, что нет никакой симфонии, а, тем паче, какого-то церковно-государственного мифического сращивания.
И вот этот конфликт между прошлым и действительным побуждает отдельных граждан и представителей нетрадиционных конфессий пылать недовольством «о засилье православия». Недовольство к власти имущих экстраполируется и на Церковь, которая, являясь в России религией большинства, вынуждена сотрудничать с различными государственными учреждениями в рамках различных официальных соглашений. В конце концов, в этих мероприятиях участвует православная паства.
Неприязнь к элите
Известна народная нелюбовь к элитарным сословиям, которыми в разное время были аристократия, партноменклатура, олигархия, партовластие. Теперь в эту нелюбимую элиту пытаются втиснуть и церковных служителей. (Только гребут под одну гребенку и священников на спорткарах, и сельских батюшек-труженников. Но не об этом речь). Поэтому сегодня в моде лозунги, высосанные из пальца: «Долой партию жуликов и воров!» (не верю, что все представители партии могут быть одновременно и одинаково нечестными), «Долой попов на лимузинах!» (но ведь таких в Церкви немного, у меня, например, «Нива» – меня тоже долой?).
Да, действительно, есть проблемы как у госвласти, так и у церковнослужителей, но это не повод ставить всех к стенке. Поскольку среди них есть люди, которые приносят реальную пользу. Поверьте моей искренности. И потом, идею «мы наш, мы новый мир построим» – мы уже проходили. Расстреливали лучших людей отечества, священников, рушили памятники и церкви. Но лучше как-то не стало. И худой мир всегда лучше доброй братоубийственной войны, которая есть кровь, смерть, голод, плач, боль...
Источник: Блог иерея Святослава Шевченко