Итак, случилось страшное: в России то ли революционная ситуация, то ли уже прямо революция, кровавый режим дрожит от ужаса, граждане кто готовится строить баррикады, кто – запасать соль и спички, ветры свободы дуют с невероятной силой, а темные (тоже силы) дуют кому-то в лицо. Правда, у революционеров нет ни вождей, ни внятных требований, ни даже желания взять власть, а не только насладиться ветрами свободы – но, если подумать, с революционерами всегда такая история, по крайней мере, с рядовыми революционерами.
Чистая публика была мотором всех революций, вовсе не угнетенные
Ну, поживем-увидим, может, и вправду новая русская революция – то ли четвертая, то ли пятая по счету. У меня, однако, есть подозрение, что все еще хуже. Что нынешний конфликт только замаскирован под противостояние «гражданского общества» и «власти» (власть, которая перестала соответствовать потребностям и задачам общества, – это и есть революционная ситуация, если вы не в курсе). Что на самом деле речь идет о привычном конфликте «двух Россий», в котором «своя своих не познаша». В том смысле, что чистая публика бросилась воевать ровно с теми, кто ее – если не исключительно, то в первую очередь – охраняет от бед.
Ведь что предъявляют «сердитые городские сообщества», они же «средний класс» «власти»? Они говорят: вы нас не уважаете, не считаетесь с нами, не спрашиваете нашего мнения, «ЕР» побеждает, хотя мы за нее не голосовали: почти никто из нас, наших родных, близких и знакомых не голосовал!
Эта претензия выглядит совершенно справедливой.
Но, если она справедлива, то кому досталось на выборах то уважение, то внимание, которое не досталось хипстерам, интеллигентам, городским мелким буржуям? Кому-то же оно досталось.
Ответ очевиден: оно досталось тем, которые не с айфоном, а с шансоном. Оно досталось пенсионерам, бюджетникам, военным и «простым людям» на заводах – тем, кто рассчитывает на государство как на источник средств к существованию, тем, кто является наиболее активными избирателями. Именно они голосовали, и в этот раз именно они отдали предпочтение «другим партиям», не дав «ЕР» большинства, оставив ее «первой среди равных».
Но голосовали-то они, а qui prodest? Чьи интересы защищала «власть» на этих выборах, как и всегда, впрочем? Интересы тех самых людей, которые вышли на Болотную площадь. Именно они – главные, как теперь модно говорить, бенефициарии, то бишь получатели выгоды от существующего порядка вещей. Да-да, именно главные: олигархи, казнокрады – это все, конечно, очень важно, но это считанные тысячи людей. А наш российский аппе-мидл – это уже миллионы, а просто мидл – еще миллионы...
Сколько точно, никто не знает. Однако достоверно известно, что не большинство избирателей. И тем более не большинство голосовавших избирателей. Большинство, как и было сказано, – государственные пансионеры. Получатели пенсий, пособий, невысоких (а иногда и высоких) зарплат из бюджета.
Интересы этих людей – тех, кто составляет большинство голосующих – очень существенно отличаются от интересов Болотной площади. Но гораздо важнее, что эти интересы обсуждаются на совершенно разных площадках. Вот тут – традиционные СМИ, а вот там – фейсбук с братьями своими твиттером и лайвджорналом, сильномогучим богатырем.
Государство знает, как сохраняется стабильность: для стабильности нужно задобрить своих пансионеров, в том числе обеспечив им возможность голосования с фигой в кармане. Повестка дня выборов ориентирована именно на них. Если чьи-то голоса были украдены – то их голоса. Но бузит по поводу выборов и свобод Болотная. Интересы которой, по крайней мере материальные интересы, прекрасно защищает именно проклятый, кровавый, преступный режим...
Или, может быть, точнее было бы сказать, что эти интересы наиболее полно могут быть удовлетворены только при нынешнем режиме.
В любом случае, когнитивный диссонанс, понимаете ли. Хотя, конечно, тоже не новый, нет ничего нового под солнцем. Вон, сейчас повсюду вспоминают октябрь 1905 года, показывают картину Репина, на которой ликует чистая публика. Чистая публика была мотором всех революций, вовсе не угнетенные.
Специально для газеты ВЗГЛЯД