«Коллектив молодых ученых студенческого конструкторского бюро ракетно-космической техники Воронежского государственного технического университета (ВГТУ) разработал жидкостный ракетный двигатель малой тяги, работающий на компонентах топлива керосин-кислород. В нем предусмотрена инновационная система охлаждения с регулируемыми пористыми структурами в охлаждающем тракте, что повышает ресурс и надежность двигательной установки», – передает ТАСС сообщение пресс-службы.
Отмечается, что двигатель полностью изготовлен с применением аддитивных технологий – одного из перспективных методов производства изделий машиностроительной отрасли. С его помощью можно производить детали сложных геометрических форм путем послойной печати металлическим порошком с последующим сплавлением гранул и слоев. Аддитивные технологии позволяют значительно сократить время изготовления ракетного двигателя и подготовки производства к выпуску новых изделий.
Основное преимущество жидкостного ракетного двигателя – инновационная система охлаждения с регулируемыми пористыми структурами в охлаждающем тракте, интенсифицирующими процесс теплообмена. Такое техническое решение серьезно повышает ресурс и надежность двигательной установки. На систему охлаждения ракетного двигателя получен патент на изобретение.
«Сначала были успешно проведены исследовательские испытания смесительных головок ракетного двигателя, подтверждена их работоспособность и качественная организация распыла компонентов топлива. Была проведена большая подготовительная работа по монтажу ракетного двигателя на огневой стенд. Далее по разработанной программе и методикам проведения огневых испытаний было осуществлено несколько успешных запусков на различных режимах. Мы успешно прошли весь комплекс испытаний, в том числе исследовательские и огневые», – сказал заместитель заведующего кафедрой «Ракетные двигатели» ВГТУ Дмитрий Шматов, слова которого приводятся в сообщении.
Разработка молодых ученых, как отмечают в Минобрнауки, станет базой для создания целого семейства двигательных установок. С их помощью можно будет создать различную ракетную технику, начиная от маршевых двигательных установок ракет-носителей сверхлегкого класса, заканчивая двигательной установкой разгонных блоков. Также ее можно использовать как вспомогательный двигатель в двигательных установках ракет более тяжелых классов.
Ранее недорогое дизельное топливо, устойчивое к замерзанию даже при -70°С, разработали специалисты Томского политехнического университета (ТПУ).