В Солсбери, где был отравлен бывший полковник ГРУ Сергей Скрипаль, находится секретная военно-исследовательская база «Портон Даун», которая уже более 100 лет занимается научными военными разработками в области химического оружия (она была построена в 1916 году в ответ на первое в истории применение Германией химоружия в Первой мировой войне).
«Совпадения, конечно, всякие могут быть. Но специалисты «Портон Дауна» не раз уже отмечались своими широкими экспериментами, в том числе над мирным населением, проживающим в окрестностях», – заявил газете ВЗГЛЯД член комиссии ООН по химическому и биологическому оружию (1998–2003 гг.) химик Игорь Никулин.
«Так что вся эта операция очень напоминает какой-то эксперимент. Может быть, неудавшийся. В любом случае, особенно судя по тому, что никто из пострадавших не погиб, им вовремя сделали укол, похоже, что операция проходила под очень плотным контролем британских спецслужб», – подчеркнул эксперт.
Кстати, в «Портон Дауне» находятся самые большие в Западной Европе запасы нервно-паралитического газа VX, напомнил собеседник. «Они там его и разработали, именно в этом «Портон Дауне». А потом передали американцам, а те уже его взяли на вооружение», – отметил он.
Стоит упомянуть, что газ VX относится к тому же классу фосфорорганических отравляющих веществ, что и «Новичок».
Кроме того, самой формулой «Новичка» со своими британскими коллегами, учитывая их тесные отношения, могли поделиться американцы, которые утилизировали завод в Нукусе, производивший это вещество, и в связи с этим были единственными обладателями этой боевой рецептуры, отметил Никулин.
В связи с этим химик не исключил, что «Портон Даун» может быть причастен к организации отравления Скрипаля, тем более что сам же центр потом и занимался анализом вещества, которым был отравлен перебежчик. «Это весьма вероятное развитие событий, именно поэтому они так быстро определили, что это за вещество. У них должен быть какой-то контрольный образец этого вещества. Так быстро расшифровать структуру им бы не удалось», – объяснил эксперт.
«Это все наводит на определенные подозрения. Да и находится он очень близко. Ясно одно: не бережет Британия свою агентуру, совсем не бережет», – резюмировал химик.