Перед первой посадкой космонавтов в одном из полярных районов Луны будет создано «поселение» роботов-автоматов – так называемый «Полигон». «Первый пилотируемый спуск на Луну будет кратковременным спуском-посещением «Полигона» – этой «деревни» автоматов. Продолжительность этой экспедиции составит от одной до двух недель – столько длится лунный полярный день», – сообщил Митрофанов в интервью ТАСС.
Продолжительность «длинной» посадочной миссии будет составлять от нескольких недель до месяцев, однако она станет возможной только после создания в районе «Полигона» инфраструктуры лунной полярной базы. «Основным элементом этой инфраструктуры будет обитаемый модуль с радиационной защитой от космического излучения и с системой жизнеобеспечения на основе лунных ресурсов», – рассказал ученый.
По его оценке, первая посадка человека на Луну при наличии финансирования может состояться в 2030 году. До этого космонавты будут работать на окололунной орбите в космическом корабле «Федерация» – с его борта они смогут дистанционно управлять роботами на поверхности Луны.
Кроме того, Митрофанов сообщил, что первая пилотируемая экспедиция в рамках международной кооперации может отправиться на Марс в 2040-2050 годах.
«Пилотируемая экспедиция на Марс – задача не из легких. По моей оценке, технически мы сможем ее реализовать примерно в 2040-2050 годах. При этом марсианская экспедиция, вероятно, будет выполнена на основе консолидации международных усилий», – сказал он.
Митрофанов отметил, что космические корабли, которые можно сделать сегодня, не обладают нужной скоростью для такой миссии. «На современном космическом аппарате полет на Марс должен продолжаться достаточно долго, около полугода, и полученная экипажем доза радиации может существенно превысить допустимые значения», – пояснил ученый.
При этом, продолжил заведующий лабораторией, создавать большой корабль с мощной радиационной защитой также нерационально, вместо этого нужно просто лететь к Красной планете быстрее – не за месяцы, а за недели. «При быстром перелете можно выбрать период относительно спокойного Солнца (основной источник радиации в нашей системе), а накопленная доза от галактических космических лучей будет вполне допустимой», – пояснил он.
Однако для большей скорости марсианскому кораблю нужны ядерные ракетные двигатели, а это новые разработки и значительные финансовые затраты, отметил Митрофанов. Кроме того, до прибытия экспедиции на Марсе уже должна быть подготовлена инфраструктура, в том числе обитаемый модуль с радиационной защитой в виде как минимум метрового слоя грунта.
Элементы будущей марсианской экспедиции ученые планируют отработать на отечественной пилотируемой лунной программе, которая состоится после 2030 года.
На прошлой неделе гендиректор Ракетно-космической корпорации «Энергия» Владимир Солнцев назвал сроки высадки первого россиянина на Луну.
Кроме того, в октябре российские ученые определили наиболее подходящее место для посадки российского зонда на Луну.
Напомним также, в апреле американский научный журнал Science заявил, что следующее десятилетие пройдет под знаком «возрождения российской космической науки». Москва готовит исследование Луны и покорение Марса, и несмотря на урезание бюджета на фоне санкций и низких цен на нефть не в силах сдержать космический энтузиазм российских ученых.