Дело в том, что обжаловать штрафные постановления граждане могут двумя способами: отправив жалобу традиционной почтой или в электронном виде. В последнем случае необходимо, заполнив бланк на официальном сайте ГИБДД, отправить документы, подтверждающие незаконность выписанного штрафа.
ГИБДД принимает жалобы в электронном виде от граждан только при наличии электронно-цифровой подписи, стоимость которой составляет от 1,5 тыс. до 4 тыс. рублей
Однако чтобы жалоба была принята, ее надо заверить электронно-цифровой подписью (ЭЦП). В свою очередь, чтобы получить ЭЦП, гражданин должен обратиться в специальный аккредитованный при Минкомсвязи центр (их более 400 по всей России, ежегодно выдают 10–15 млн подписей), заплатить 1,5-4 тыс. рублей, получить электронный сертификат и установить на компьютер, пишет газета «Коммерсант».
Соловьева заявила, что считает такую практику «противоречащей закону»: порядок обжалования постановлений установлен гл. 30 КоАП РФ, в ней подпись не упоминается, других ограничений не описано. Более того, поясняет она, в случаях, не связанных с обжалованием «писем счастья», ГИБДД электронной подписи не требует (например, при направлении жалобы на график приема подразделения), руководствуясь 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан».
«Подобные действия не только ограничивают права граждан на обжалование, но и обуславливают привязку реализации конституционного права фактически к приобретению дополнительных платных услуг, – сказала Соловьева. – Прошу провести проверку оснований установления дополнительных, не предусмотренных законодательством ограничений».
В пресс-службе Генпрокуратуры подтвердили, что запрос от Соловьевой получен, в течение 30 дней будет проведена проверка. Возможен сценарий, при котором запрос будет направлен для рассмотрения напрямую в МВД, пояснили в надзорном ведомстве.
В ГИБДД пояснили, что в отношении жалоб на постановления об административных нарушениях действует особый порядок рассмотрения, который вытекает из КоАП РФ: обжаловать штраф может только участник дела об административном правонарушении или его законный представитель. Поэтому заявителя нужно идентифицировать, а единственный способ это сделать, пояснили в ГИБДД России, – с помощью ЭЦП или письмом с традиционной подписью.
При этом в Госавтоинспекции считают, что поданное в электронном виде обращение следует считать полноценным документом, поскольку именно с него начинается административная процедура рассмотрение жалобы. Это значит, что на него распространяются требования к электронным документам, закрепленные в законе «Об электронной подписи».
В ГИБДД заметили: единых ведомственных правил, обязывающих региональные управления Госавтоинспекции требовать электронные подписи, не существует. На официальном сайте Госавтоинспекции опубликована рекомендация (для управлений в субъектах федерации) запрашивать ЭЦП у граждан, но регионы сами принимают решение, следовать ей или нет.
Проблема обжалования штрафных постановлений обострилась в последние два года, в том числе, в связи с ростом числа камер фиксации нарушений. В частности, в конце августа выяснилось, что столичная система видеофиксации нарушений ПДД не в состоянии отличить автомобиль, нарушающий правила, от его же теней и бликов, падающих на запрещенные для пересечения зоны.