«В соглашении по иранской ядерной программе, предусматривающем существенное сокращение Тегераном мощностей по обогащению урана в обмен на снятие санкций США и ЕС, еще много неясностей. Ожидается, что работа над ним завершится к 30 июня. (...) Однако, несмотря на неопределенность, российские компании уже начали прощупывать почву для возможного сотрудничества с Ираном в случае отмены санкций», – пишет Deutsche Welle*.
АвтоВАЗ, ГАЗ и КамАЗ уже ведут переговоры об организации в стране сборочного производства, отмечает издание.
«Снятие санкций открывает перед двумя странами возможности восстановления и наращивания сотрудничества», – подчеркнул профессор Высшей школы экономки Алексей Портанский в интервью изданию. По его словам, наиболее перспективные области сотрудничества – это металлургия, авиа- и машиностроение, сельское хозяйство и энергетика.
По некоторым оценкам, поставки российской стальной продукции в Иран могут возрасти на 60-70%, констатировал эксперт. Кроме того, РЖД может помочь Ирану в модернизации и электрификации имеющихся железных дорог, а также в строительстве новых, добавил он.
По мнению экспертов, снятие санкций упростит и сотрудничество в атомной сфере. «В ближайшие годы Росатом однозначно останется важнейшим игроком среди иностранных ядерных компаний на иранском рынке», – сказал аналитик по России и Ближнему Востоку в Delma Institute в Абу-Даби Юрий Бармин.
В свою очередь Тегеран, по-видимому, рассчитывает на укрепление торговых связей с Западом, полагает Бармин. «Для восстановления экономики Тегерану сейчас очень нужны западные инвестиции, а западным компаниям хочется проникнуть на совсем нетронутый рынок Ирана», – рассуждает эксперт. По его мнению, в Москве предвидели такое развитие событий: «Частые контакты между Россией и Ираном в последнее время говорят о том, что Россия спешила заключить как можно больше контрактов с Тегераном, пока на этот рынок не пришли западные игроки».
При условии отмены санкций больше всего Москва выиграет от сотрудничества в сфере поставки вооружений, полагает Бармин.
Он напомнил, что у России и Ирана уже есть подписанные контракты в этой сфере. Речь идет в первую очередь о поставке пяти зенитно-ракетных комплексов С-300 стоимостью 800 млн долларов, которая, впрочем, была заморожена в 2010 году вследствие введения санкций против Тегерана. В феврале нынешнего года глава Ростеха Сергей Чемезов сообщил, что Москва предложила поставить Ирану комплекс ПВО «Антей-2500» – усовершенствованную модификацию снятого с производства С-300.
«Это был важный сигнал Ирану, – говорит Бармин. – Иран планирует масштабное перевооружение армии и флота, при этом Тегеран вряд ли сразу начнет закупать вооружения на Западе, поскольку недоверие между сторонами все еще велико. Поэтому у России есть хороший шанс заполучить многомиллиардные контракты».
Между тем, глава иранского сектора Института востоковедения РАН Нина Мамедова отметила, что на привлекательном иранском рынке российский бизнес может столкнуться с серьезной конкуренцией. Речь идет в первую очередь о китайских компаниях, которым за время действия санкций удалось укрепить свои позиции в Иране, сказала Мамедова.
2 апреля Иран и «шестерка» международных посредников достигли договоренностей по иранской ядерной программе.
МИД России в официальном заявлении по результатам переговоров отметил, что в основу рамочного соглашения с Ираном легли принципы, сформулированные ранее президентом России Владимиром Путиным, однако сторонам потребуется время, чтобы закрепить достигнутые договоренности на бумаге.
Замглавы МИД России Сергей Рябков заявил, что Москва удовлетворена достигнутыми договоренностями.
Президент США Барак Обама назвал «историческими» договоренности с Ираном по ядерной программе. Он сказал, что сделка с Ираном «хорошая», соответствует «ключевым целям США».
По итогам переговоров в Белом доме заявили, что Иран согласился переместить «лишние» центрифуги и оборудование по обогащению урана в хранилища под контролем Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ).
Глава дипломатии ЕС Федерика Могерини заявила, что договоренности по ядерной программе предполагают отсутствие в Иране каких-либо расщепляющихся материалов. По ее словам, ЕС прекратит действие санкций в отношении Ирана в рамках достигнутых в Лозанне договоренностей.
Министр иностранных дел Ирана Джавад Зариф заявлял, что по итогам переговоров по ядерной программе с «шестеркой» международных посредников найдены развязки по ключевым вопросам.
Иран и «шестерка» международных посредников договорились, что две трети иранских мощностей по обогащению урана будут приостановлены в течение 10 лет. Также большая часть иранских запасов урана будет обеднена или вывезена за пределы страны.
* СМИ, включенное в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента