Силы ДНР и ЛНР объявили в воскресенье о завершении важного этапа реализации плана мирного урегулирования - полном отводе своих тяжелых вооружений от линии соприкосновения. Представитель минобороны ДНР Эдуард Басурин сообщил, что к 1 марта силы ДНР отвели в тыл шесть единиц САУ «Гвоздика», а также 21 артиллерийскую группу, завершив тем самым этап выполнения плана мирного урегулирования, начатый 24 февраля.
Премьер ЛНР Геннадий Цыпкалов сделал аналогичное заявление о полном отводе вооружений, не уточнив, впрочем, какая именно техника была отведена. По словам представителей обеих республик, этот этап реализации мирного плана проходил под контролем наблюдателей миссии ОБСЕ. В то же время в военном ведомстве ДНР посетовали, что на ее территории за последние сутки зафиксировано 26 обстрелов со стороны украинских военных, в основном в районе Донецкого аэропорта.
Между тем, в мониторинговой миссии ОБСЕ «Коммерсант» не подтвердили полный отвод вооружений ополченцами. «У нас нет возможности проследить за всеми передвижениями тяжелого вооружения от начала до конца. В некоторых случаях сотрудникам миссии не позволили посетить места сосредоточения техники и конечные точки передислокации», - заявил представитель мониторинговой миссии Майкл Боцюркив.
По его словам, официальная позиция ОБСЕ не изменилась: наблюдатели организации по-прежнему требуют, чтобы украинские военные и ополченцы предоставили им информацию о численности и расположении тяжелой техники в зоне конфликта, данные о предполагаемых маршрутах отвода вооружений и сведения о пунктах, в которых они будут храниться. Пока же, по словам Боцюркива, ни одна из сторон таких данных не предоставила, что не позволяет ОБСЕ «полноценно выполнить свои функции».
В ежедневном отчете миссии ОБСЕ от 28 февраля говорится об отводе от линии соприкосновения силами ДНР четырех колонн, ЛНР - двух. А представитель миссии Александр Хуг сообщил, что украинская армия производит отвод тяжелых вооружений синхронно с силами республик.
Согласно же последнему официальному заявлению организации, о завершении этого этапа реализации минских соглашений говорить пока преждевременно. В минувшую пятницу представитель ОБСЕ в контактной группе Хайди Тальявини, выступая с докладом перед членами СБ ООН, предупредила о «риске дальнейшей эскалации конфликта, несмотря на позитивные сигналы».
Украинские власти, в свою очередь, скептически прокомментировали заявления представителей республик. Как сообщил представитель силовиков Андрей Лысенко, реального отвода вооружений якобы не происходит. Вместо этого, по его словам, ополченцы ведут подготовку к наступательным действиям на мариупольском, артемовском и луганском направлениях. В то же время Басурин заявил, что украинские силовики заново размещают уже отведенные вооружения в ближайшей тыловой зоне. Перед этим сообщалось, что Киев отвел только 15% техники.
Согласно Минским договоренностям, принятым 12 февраля, сторонам необходимо было произвести отвод всех тяжелых вооружений на равные расстояния в целях создания зоны безопасности. Отвод должен был начаться не позднее второго дня после прекращения огня и завершиться в течение 14 дней.