«Идея издания возникла давно, но подступиться к ее выполнению не позволяла закрытость темы», - рассказал официальный представитель ФСО, доктор исторических наук Сергей Девятов. Однако теперь удалось собрать и опубликовать воспоминания бывших и нынешних служащих Особой кухни, а также сотни документов - меню закрытых приемов с благодарственными автографами президентов и королей, служебные записки и квитанции о закупке продуктов и хозяйственной утвари, рецепты кремлевских яств. Причем, впервые в книге рассекречены имена работников Особой кухни, каждый из которых, включая подавальщиц, в обязательном порядке имеет воинское звание, передает ТАСС.
Сегодня, как и в прошлом, основной акцент в работе Особой кухни делается на русскую кухню
Читатели узнают, что Особая кухня - это довольно громоздкий механизм, в котором задействованы десятки, а иногда и сотни людей, соответствующих непростому «профессиональному стандарту». Работа сотрудников строжайше регламентирована как письменными инструкциями и положениями, так и негласными, но прочными традициями – «по образцу прошлых лет». При этом все гастрономические вопросы отходят на второй план, потому что на первом месте всегда остается безопасность.
Первое упоминание о проведении государственного приема в Кремле относится к 1925 году. Тогда для организации праздничного обеда в день 1-го Мая из сервизной кладовой было выдано, в частности, «850 рюмок (бой 24 штуки) и 297 фужеров Бородинской грани (бой шесть штук)». Но уже в 1932-1941 годах приемы стали делом почти повседневным, за это время прошло более 70, ставших известными, деловых и праздничных завтраков и обедов. Торжественный новогодний ужин с членами Политбюро и правительства в Кремле впервые зафиксирован по случаю встречи 1936 года.
Шеф-инструктор Особой кухни, подполковник Алексей Сальников раскрыл в книге секрет личной рюмки Никиты Хрущева: «Мы ее возили «в аптечке», то есть среди самых необходимых вещей. Она выглядела точно так же, как стопки из Гусь-Хрустального, которые обычно использовали на приемах, а вот донышко и стенки были значительно толще, входило в нее не больше 30 грамм».
Про Завидово и Леонида Брежнева рассказал официант, заместитель начальника отделения, подполковник Владимир Садиков: «Леонид Ильич ел все, что ему давали. Особенно любил кушать в Завидове. Утром, например, яйца любил 3-минутные, в полумешочек. Любил рыбу, когда леща или сазанчика ему запекали».
Садиков поработал и с Михаилом Горбачевым, которого практически всегда сопровождала супруга. По словам его коллеги, подполковника Анатолия Жукова, «Горбачевы любили кофе». «Поэтому в своем бауле я всегда возил турку, зерна, кофемолку, чашки. Кофе Раиса Максимовна пила только свежемолотый и обязательно должна была услышать в процессе приготовления жужжание кофемолки. С кофе должны были подаваться сливки обязательно 30-процентной жирности», - перечисляет Жуков.
Официальный представитель ФСО Сергей Девятов отметил, что «сегодня, как и в прошлом, основной акцент в работе Особой кухни делается на русскую кухню». Однако нынешние реалии предъявляют более жесткие требования к процедурам контроля качества продуктов; больше внимания уделяется мониторингу рынка; стала более тщательной и всесторонней проверка потенциальных поставщиков. «Сегодня география продовольственных поставок охватывает большинство регионов России и почти все континенты - от Европы до Австралии, при этом всегда, еще до введения санкций, приоритет отдавался отечественным поставщикам, зарекомендовавшим себя высоким качеством производимой продукции и стабильностью поставок», - подчеркнул Девятов.
Он заверил, что ФСО намерено продолжить поиск сведений о работе Особой кухни, о ее бывших сотрудниках. Эти материалы будут опубликованы в следующей части «Особой кухни».