В постановлении КС указал, что само прохождение военной службы по призыву может обоснованно рассматриваться как особое репутационное требование для госслужащего, передает ТАСС.
Однако оспариваемая норма не устанавливает срок, в течение которого «уклонисты» не могут приниматься на госслужбу. При этом сроки подобных ограничений для правонарушителей в законодательстве прописаны. Например, за административное правонарушение чиновника можно дисквалифицировать максимум на три года, по большинству уголовных статей - на пять лет. Даже в случае совершения тяжкого или особо тяжкого преступления человек может претендовать на должность госслужащего в случае снятия или погашения судимости.
В связи с этим КС обязал федерального законодателя внести поправки, которые бы устранили несоответствие нормы конституционным требованиям согласованности, разумности и справедливости, а также соразмерности ограничения прав и свобод.
Также в постановлении КС вступился за так называемых уклонистов поневоле - тех, кто не совершал административного правонарушения, не являясь в военкомат по повестке, или уголовного правонарушения, уклоняясь от службы в армии. Действующая норма позволяет отнести таких людей к тем, кто не проходил службу без уважительной причины, без учета объективных обстоятельств. КС обязал призывные комиссии принимать во внимание весь комплекс причин, по которым гражданин не смог исполнить свой воинский долг. Решения комиссий могут быть обжалованы в судах, которые также обязаны учитывать все обстоятельства.
Поводом для рассмотрения дела стала жалоба чеченского парламента на поправки, которые были внесены в законодательство в 2013 году. Их действие фактически распространяется как на тех, кто только поступает на госслужбу, так и на действующих чиновников. Вместе с тем, на территории Чеченской Республики на протяжении длительного времени призыв не проводился, а в последующие годы призывалась сравнительно небольшая доля от числа молодых людей, обязанных проходить военную службу.
Ранее глава Чечни Рамзан Кадыров сообщил, что жители его республики решением министра обороны России Сергея Шойгу снова пойдут служить.