«Проведенная проверка Генпрокуратуры с привлечением ФАС показала, что высокая стоимость билетов на регулярные перевозки устанавливается авиакомпаниями необоснованно. В том числе и путем навязывания дополнительных услуг, которые включаются в различные тарифы эконом-класса <...> В итоге стоимость билета вырастает в 1,5 раза», – следует из оказавшегося в распоряжении «Ведомостей» письма Чайки главе правительства.
Генпрокурор отметил, что число дешевых билетов ограничено, и пассажирам часто приходится покупать билеты по высоким тарифам с дополнительными услугами, которые им, как правило, не нужны.
Среди авиакомпаний, завышающих цены на билеты, Чайка назвал «Аэрофлот», «Сибирь», «Татарстан» и «Ак барс аэро». По его словам, по завышенной стоимости продаются билеты на рейсы из Москвы в Хабаровск, Казань и Новосибирск.
По словам генпрокурора, все это – результат того, что в авиационной отрасли действуют устаревшие нормативы (1992–1993 годов). Такие меры не содержат механизмов рыночного регулирования и вводились, когда в России действовала лишь авиакомпания «Аэрофлот». Чайка отметил, что прибыль авиаперевозчика ограничена 20% от себестоимости перевозки, при этом в себестоимость включаются расходы, которые не являются операционными (на рекламу, аренду офисных помещений, канцтовары). Авиаперевозчики также расходы компенсируют за счет других пассажиров, предоставляя скидки детям до 12 лет во время летних каникул.
По словам генпрокурора, не урегулировано и ценообразование в бизнес-классе, услуги которого авиакомпании завышают в два раза.
В связи с этим Чайка попросил поручить Министерству транспорта с участием заинтересованных органов принять комплекс мер нормативно-правового характера, направленных на обеспечение доступности воздушного транспорта.
Пресс-секретарь главы правительства Наталья Тимакова подтвердила, что письмо получено и по нему «готовится поручение (вице-премьера Аркадия) Дворковича».