«То, что основной причиной аварии ракеты-носителя «Протон» стала неисправность датчиков угловых скоростей уже не вызывает сомнения», - сказал источник.
Система управления ракетой получала некорректные данные о ее ориентации в пространстве от датчиков
«Есть очень много подтверждений этому: при старте ракету начало кренить в сторону, а дальше, вместо того, чтобы «погасить» этот крен, ракета-носитель начала раскручиваться вокруг своей оси. Конечно, проблема в неправильной установке датчиков и это, безусловно, человеческий фактор», - проинформировал источник.
Он опроверг появившуюся в ряде СМИ версию о том, что при подключении угловых датчиков могли быть перепутаны полюса, передает ИТАР-ТАСС.
«Ранее рассматривались различные версии, в том числе и вариант того, что при сборке ракеты- носителя могли быть перепутаны полюса датчиков. Но этот вариант был отброшен, так как в этом случае датчик не реагировал бы вообще», - уточнил источник.
Напротив, данные анализа свидетельствуют, что датчики продолжали работать.«В ходе расследования обстоятельств выяснилось, что система управления ракетой получала некорректные данные о ее ориентации в пространстве от датчиков из-за чего ее и «закрутило» сразу после старта», - сказал источник.
При этом он добавил, что при производстве датчиков никакого брака допущено не было и проблема именно в сборке, однако не уточнил, как именно неправильно были установлены акселерометры.
«Темно-коричневый дым, который шел из одного из двигателей первой ступени ракеты при старте, свидетельствует о том, что при повышении температуры в двигателе произошел пожар, вследствие чего из него начал выходить окислитель», - отметил источник.
«Кроме того, по данным телеметрии, давление в камерах сгорания первой ступени ракеты составляло 90 атмосфер, а не 150 как должно быть», - добавил он.
Источник подчеркнул, что «это (пожар) могло стать дополнительной причиной нештатного запуска».
Недостаток давления, пояснил он, теоретически позволил бы ракете взлететь, если бы остальные системы отработали нормально.
Последующее падение «Протона» неподалеку от стартового стола стало следствием срабатывания автоматической системы увода аварийной ракеты от места запуска, отметил источник.
«Нештатный полет ракеты начался сразу после отрыва, система управления ракеты-носителя пыталась выровнять ракету, а потом перешла в режим увода «Протона» от стартового комплекса, чтобы избежать столкновения с пусковой установкой. Из-за сильных перегрузок «Протон» начал разваливаться в воздухе, загорелся и взорвался», - сказал собеседник агентства.
Как сообщил, в свою очередь, источник близкий к аварийной комиссии, которая расследует причины нештатного старта «Протона-М», кроме названных причин «могут быть и другие».
Предполагается, что предварительные официальные данные о причинах аварийного запуска ракеты-носителя «Протон-М» будут объявлены до конца этой недели.
Напомним, ракета с тремя российскими навигационными космическими аппаратами ГЛОНАСС-М упала на космодроме Байконур на первой минуте старта.
Данные телеметрии по аварии «Протона-М» уже расшифрованы. Комиссия по расследованию ЧП сможет назвать причины аварии до конца июля. На данный момент известно, что ракета стартовала на 0,4 секунды раньше запланированного.
Производство разбившейся ракеты-носителя и трех спутников, а также организация их запуска обошлись примерно в 4,4 млрд рублей. Ответственность перед третьими лицами по запуску ракеты-носителя «Протон-М» была застрахована «Русским страховым центром» на 6 млрд рублей.
Ранее близкий к расследованию ЧП источник сообщил, что причиной падения стал человеческий фактор: при сборке ракеты неправильно подключили датчики, в результате были перепутаны полюса.
Однако неофициальные источники в космической отрасли заявили, что комиссия по расследованию крушения «Протона-М» не рассматривает ошибку в подключении датчика угловой скорости при сборке ракеты-носителя как основную причину катастрофы. Вице-премьер Дмитрий Рогозин опроверг данную версию.