По его словам, главная функция корабля – наблюдение за компонентами американской ПРО на Аляске и Гавайях. Для этого он оснащен специальной аппаратурой для радиотехнической разведки, позволяющей обнаруживать, прослушивать и анализировать сигналы от радиолокаторов, комплексов вооружения и систем связи.
#{weapon}«Юрий Иванов» оснащен мультиспектральным комплексом разведки и может отслеживать большое количество сигналов разной мощности в разных диапазонах. Причем не только засекать источник сигнала, но и анализировать его природу и происхождение», – пояснил собеседник газеты.
Он добавил, что название и точные характеристики оборудования засекречены. Однако никакого вооружения на борту разведчика не будет, чтобы у НАТО при его обнаружении не было формального права применить оружие.
Сейчас корабль достраивают на «Северной верфи» в Санкт-Петербурге. Изначально его должны были передать военным еще в 2012 году, однако из-за проблем с поставкой двигателей в начале марта на совещании руководства ВМФ, Объединенной судостроительной компании и ГРУ приемку корабля перенесли на 2014 год. Решение об этом было принято на совещании в Генштабе в начале недели.
«На корабле стоит двигательная установка 5ДРА с двумя дизельными двигателями 11Д42 разработки ОАО «Коломенский завод». Их поставка ожидалась еще летом прошлого года, но верфь два дня назад получила только один», – пояснил представитель ОСК, участвующий в работах по этому проекту.
В ОАО «Коломенский завод» пояснили, что сорвали поставку дизелей из-за контрагентов, и сообщили, что уже заплатили штраф «Северной верфи». «Сами агрегаты были готовы еще полтора года назад, но наши поставщики из Санкт-Петербурга поставили редукторы для обоих двигателей только в марте. Один мы уже смонтировали и отправили на верфь, второй двигатель будет готов в апреле», – пояснил собеседник.
Как рассказали в одном из управлений Генерального штаба, испытания корабля должны были начаться на Балтике еще в прошлом году. Офицеры разведывательного управления ВМФ сообщили, что потребность в корабле очень высока. В отличие от самолета-разведчика корабль может находиться у объекта наблюдения несколько дней, пока его не засекут.
«Сейчас у нас практически не осталось специализированных разведывательных кораблей. Те, что есть, – постройки 1970–1980-х годов и в плохом состоянии. «Юрий Иванов» – это корабль с принципиально новым разведывательным комплексом высокой производительности», – пояснил собеседник «Известий».
«Юрий Иванов» был заложен на «Северной верфи» в 2004 году. По официальным документам корабль именуется «специальным кораблем связи». При длине 95 м его водоизмещение составляет более 4 тыс. т. Ожидается, что после успешной передачи «Юрия Иванова» на Тихоокеанский флот будет заложена целая серия кораблей этого проекта.