Новости дня

29 марта 2013, 07:06

Технологию строительства дорог в России пересмотрят

Российские власти намерены пересмотреть нормативы и технологии строительства дорог в соответствии с мировыми стандартами, что должно сократить расходы и ускорить процесс возведения транспортной сети, пишут «Известия».

Как говорится в отчете Контрольного управления президента, формирование федерального и регионального дорожных фондов позволило в два раза увеличить годовой объем финансирования дорожного хозяйства. Общий объем финансирования по итогам 2010–2012 годов превышает 2,5 трлн рублей и составил более 4,5% расходов консолидированного бюджета. При этом расходование средств на модернизацию дорожной сети ведется без должного планирования. Сегодня в стране более 900 тыс. км автодорог различных категорий, при этом региональными властями не представлена информация о половине трасс, а более 100 тыс. км остаются вовсе бесхозными.

При сегодняшних нормах на выполнение Транспортной стратегии до 2030 года потребуется 150 лет

Сейчас ежегодный объем ввода в эксплуатацию дорог не превышает 2,5 тыс. км, а при таком темпе на выполнение задач Транспортной стратегии до 2030 года - создание порядка 400 тыс. км автотрасс - потребуется более 150 лет, отмечается в докладе. Невыполнение предусмотренных стратегией мер приводит к излишнему удлинению маршрутов, увеличению загруженности существующих дорог и удорожанию перевозок. Например, из-за отсутствия участка дороги длиной всего 5 км в Кировской области «лишний крюк», который делают автомобили, следующие из Йошкар-Олы в Уржум, составляет порядка 100 км. Аналогичная проблема в Вологодской области на маршруте из Карелии и Мурманской области в центральную часть России - там уже 350 км лишнего пробега.

Президентская администрация предлагает правительству реализовать ряд мер, которые должны исправить ситуацию. В частности, необходимо усовершенствовать схему расчета финансовых затрат на строительство, ремонт и содержание дорог, а также пересмотреть систему оценки эффективности проектных решений.

В настоящее время при проектировании не учитываются затраты за весь период службы дороги, уменьшение которых является ключевым критерием при отборе проектов за рубежом. При использующихся сейчас в России методах стоимость одинакового участка дороги при всех равных может отличаться более чем в два раза. Кроме того, нынешние нормы проектирования и технологические решения были разработаны более четверти века назад. Так что при сравнимой стоимости российский асфальт приходится ремонтировать на треть чаще: срок межремонтной эксплуатации составляет 12 лет против 18 лет в Канаде.

Подверглась критике и методика выбора маршрута трасс: четких критериев нет, это зачастую позволяет увеличивать цену проектов почти на треть. Так, по данным Главгосэкспертизы, при строительстве подъезда к Жуковскому от федеральной трассы Москва–Рязань из нескольких был выбран вариант, предполагающий строительство моста. Проект подорожал с 7,8 млрд рублей до 10,1 млрд. Неудовлетворительно ведется и резервирование земель под будущие дороги, зачастую участки приходится выкупать у многих собственников, на что в густонаселенных районах тратится значительная часть сметы. Так, в Московской области при строительстве дороги протяженностью 7,5 км эти расходы составили 2,9 млрд рублей, или 40% средств.

Российские дороги не слишком хорошие, но широкие. Как указывается в докладе, сейчас  расчетная ширина полосы движения в России составляет 3,75 м, в Германии и США - 3,6 м и 2,5 м соответственно. Излишняя ширина полосы приводит к удорожанию дороги на 12%. Кроме того, в расчетах закладываются завышенные параметры эксплуатации. Так, новые автострады проектируются исходя из максимальной скорости 150 км/ч. Это не только выше ограничений, установленных ПДД (110 км/ч), но и существенно превышает нормативы, принятые в Европе и США. Решения по изменению действующих нормативов были приняты еще в 2011 году, но до сих пор не реализованы.

#{intervieweco}Много вопросов у проверяющих вызвали и бюджетные ассигнования на ремонт и содержание дорог - в разных регионах они существенно различаются. В качестве примера приведены цифры по Хабаровскому краю и Челябинской области - на содержание каждого километра трасс здесь выделяется 60 тыс. и 284 тыс. рублей соответственно. Эксперты отмечают, что с 2007 года не проводилась корректировка норм расходов и отсутствуют сметные нормативы.

При этом контроль госзаказчиков неудовлетворителен, а федеральные и региональные руководители не уделяют должного внимания эффективности расходования бюджетных средств. Только в 2010 году при использовании в регионах субсидий на дорожное хозяйство отмечены искажения отчетных данных на общую сумму 9,2 млрд рублей, то есть в каждом шестом случае.

По мнению ведущего научного сотрудника Центра исследований транспортной политики Константина Трофименко, все эти проблемы действительно существуют, но не играют принципиальной роли. Для достижения программного показателя в 1,3 млн км суммарной протяженности дорожной сети гораздо важнее объем финансирования.

«Сейчас финансирование дорожного строительства в России составляет менее 1% ВВП, для сравнения: в Китае - порядка 3%, учитывая что китайский ВВП не в пример больше нашего, а территория у нас намного протяженнее, - говорит эксперт. - Другой вопрос: нужно ли нам такое количество дорог? Повысить плотность дорожной сети до уровня Германии все равно нереально, да и при нынешней схеме расселения не нужно».

Сходного мнения придерживается и проректор Московского автодорожного института (МАДИ-ГТУ) Александр Чубуков.

«Вопросами оптимизации расходов, внедрениями новых технологий и изменением норм проектирования можно уменьшить себестоимость строительства дороги на 15%, максимум на 20%. И над этим нужно долго работать. На себестоимость приходится лишь около 55% средств, остальные 45% - это налоги, возвращающиеся в казну, ставки по кредитам и другие сопутствующие затраты. То есть принципиально это вопрос не решает. Путь один - существенно увеличивать финансирование именно на строительство дорог», - отмечает эксперт.

По мнению Чубукова, экономический эффект от расширения дорожной сети будет, но он не дает моментального, ясно видимого результата, что также является сдерживающим фактором, пишут «Известия».

Вам может быть интересно

ВС России нанесли удар по объектам ВПК и энергетики Украины
Темы дня

Польский генерал хочет «сжечь Калининград» по личным причинам

Очередное крайне агрессивное заявление в адрес России прозвучало из Польши. На этот раз отличился бывший командир Еврокорпуса, генерал Ярослав Громадзинский. Как именно он видит военный ответ Польши на «нападение России» и почему его слова свидетельствуют больше о личной обиде, чем о настоящих военных планах?

В американской версии мира сместились центры силы

Администрация Дональда Трампа продолжает переосмыслять подходы к международной политике. Так, в Белом доме обсуждается идея создания Core 5, «Ключевой пятерки», формата диалога между великими державами, к которому должны присоединиться Россия, Китай, Индия и Япония. Эксперты рассуждают: это намеренный вброс или попытка перенастроить сложившийся миропорядок?

Захарова порекомендовала ЕС выйти из ООН

Лидеров BLM обвинили в краже миллионов долларов на борьбу с расизмом

Назван единственный собственник квартиры Долиной

Новости

СК назвал новую версию по делу пропажи семьи Усольцевых

Следствие рассматривает возможность того, что исчезновение семьи в тайге связано не только с несчастным случаем, но и с преступными действиями.

Синоптик предсказал скорое исчезновение снежного покрова в Московском регионе

Снежный покров, сформировавшийся после недавнего снегопада в Московском регионе, не сохранится до Нового года, заявил ведущий специалист центра погоды «Фобос» Михаил Леус.

Фицо заявил, что не желает быть частью Западной Европы

Словацкий премьер Роберт Фицо заявил, что не хочет быть той частью Европы, которая поддерживает убийства русских и украинцев.

Задержанная во Франции россиянка Новикова сообщила о новых обвинениях

Анна Новикова, задержанная во Франции, написала в письме, что не все ее обвинения понятны, кроме подозрений в шпионаже и порче памятника.

Axios: США сочли прогрессом слова Зеленского о референдуме

Вашингтон расценил как прогресс высказывание Владимира Зеленского о возможном референдуме на Украине по территориальным вопросам, сообщил источник Axios.

Захарова: Зеленский шантажирует коррумпированных западных политиков

Политики с Запада оказались под влиянием Владимира Зеленского, они связаны с ним коррупцией, заявила официальный представитель МИД России Мария Захарова.

Адвокат рассказала о молчании Долиной после обещания вернуть деньги

Певица Лариса Долина не связалась с Полиной Лурье после обещания вернуть деньги, заявила адвокат Светлана Свириденко, которая представляет интересы покупательницы квартиры.

ВСУ отправили на штурм Купянска до четырех тыс. бывших заключенных

Руководство украинской армии направило на штурм города Купянск в Харьковской области до четырех тыс. бывших заключенных, причем они оснащены тяжелой техникой.

Ким Чен Ын оценил героизм саперов КНДР, вернувшихся из России

Лидер КНДР похвалил подразделение саперов, сумевших обезвредить минные поля в Курской области, подчеркнув массовый героизм и самоотверженность военных.

Bild сообщила о подключении Бундесвера к операции «Восточный щит»

Военнослужащие Бундесвера (ВС ФРГ) примут участие в создании оборонительной линии «Восточный щит» на границах Польши с Россией и Белоруссией, пишет газета Bild со ссылкой на Минобороны ФРГ.

ЕС запретил фотографироваться с российскими дипломатами

Европейская Служба внешних связей (ЕСВС) выпустила новые указания для представительств государств при ООН в Женеве, касающиеся общения с российскими дипломатами, сообщил дипломатический источник.

В Госдуме заявили о необходимости увеличить число уроков математики и русского языка

Школьная нагрузка растет из-за появляющихся новых предметов, что мешает уделять достаточно времени русскому языку и математике.
Мнения

Владимир Можегов: Почему Пушкин не стал декабристом

Мы говорим «декабристы», подразумеваем – «Пушкин». Конечно же, нет. Эту чушь придумали большевики. На самом деле, между декабризмом и Пушкиным – пропасть.

Геворг Мирзаян: США вынуждено играют в «Ключевую пятерку»

Хозяин Белого дома решил, что лучше не бороться с неизбежным, а попытаться организовать переформатирование мира по своим правилам, в рамках «Ключевой пятерки».

Антон Крылов: Как долго будет разлагаться Евросоюз

Оторванность европейских политиков от реального мира выглядит, конечно, упадочно и наводит на мысль о скором финале евросоюзного проекта, но не будем забывать, что советские СМИ десятилетиями писали о загнивающем Западе.
Вопрос дня

Почему заблокировали Roblox?

Суть игры, риски и угрозы для детей, позиция Роскомнадзора и мнение экспертов