«В начале марта Минобороны и «Звездочка» подписали контракт на восстановление технической готовности посредством ремонта с модернизацией двух выведенных из боевого состава Северного флота титановых АПЛ «Карп» и «Кострома» проекта 945 (шифр «Барракуда») третьего поколения постройки 80-х годов прошлого века. Сначала будет отремонтирован и возвращен флоту «Карп», затем – «Кострома», – сказал источник ИТАР-ТАСС.
#{weapon}«В заключительный период работ на второй подлодке Минобороны и «Звездочка» подпишут еще один контракт – на ремонт с модернизацией двух других титановых атомных субмарин «Псков» и «Нижний Новгород» усовершенствованного проекта 945А (шифр «Кондор»), которые сейчас находятся в составе сил постоянной готовности ВМФ и несут боевую службу в море».
«Барракуды» и «Кондоры» после ремонта с модернизацией приобретут тактико-технические характеристики подлодок четвертого поколения вследствие того, что после выполнения всех работ от первоначальной комплектации поступивших на завод субмарин останутся практически только прочные корпуса из титанового сплава и механические части, причем последние подвергнутся ремонту, – пояснил источник. – Вся же начинка подлодок – от ударных ракетных комплексов до ядерных реакторов – будет полностью заменена на новую, аналогичную или схожую по своим параметрам с той, которой оснащаются модернизированные «Ясени».
Собеседник информировал, что решение о последовательном восстановлении и возвращении в состав сил постоянной готовности Военно-морского флота всех четырех титановых подлодок – сначала двух «Барракуд», а потом двух «Кондоров» – принято Министерством обороны России в январе этого года в связи с неудовлетворительным общим состоянием дел в ВМФ, и прежде всего в связи с непоступлением в течение длительного времени в состав флота новых кораблей.
Об этом накануне на совещании руководящего состава Вооруженных сил говорил и министр обороны Сергей Шойгу, напомнил источник. В качестве одного из путей выхода из положения было признано целесообразным отремонтировать и модернизировать титановые подлодки, начиная с «Барракуд», выведенных из боевого состава флота.
«Данное решение Главкомата ВМФ, поддержанное руководством Минобороны, представляется обоснованным, поскольку ремонтировать и модернизировать имеющиеся подлодки, включая титановые, примерно в два раза быстрее, чем строить новые. Это потребует и меньших финансовых затрат», – заявил источник.
По его информации, титановая АПЛ «Карп» класса «Барракуда», которой первой предстоит пройти ремонт на «Звездочке», пока находится на приколе и работы на ней еще не начинались. «Дефектацию подлодки как первую часть ремонта планируется начать летом. Деньги на работу заводу по контракту выделены», – сказал источник.
Как сообщала газета ВЗГЛЯД, впервые о том, что титановые подлодки решено вернуть в строй, стало известно из СМИ 5 марта.
Сейчас в составе флота четыре титановые атомные подводные лодки (если не считать мини-лодок для глубоководных исследований): две проекта 945 «Барракуда» – К-239 «Карп» и К-276 «Кострома» и две титановые лодки модернизированного проекта 945А «Кондор» – К-336 «Псков» и К-534 «Нижний Новгород».
Главная мишень «Барракуд» и «Кондоров» – авианосцы и подводные лодки. Для их уничтожения используются торпеды, которые выстреливают из двух 650-миллиметровых торпедных аппаратов и четырех 533-миллиметровых. В отличие от «Барракуд», «Кондоры» могут стрелять ядерными крылатыми ракетами «Гранат» и погружаться на 50 м глубже – до 600 м. От воздушных атак лодки могут отстреливаться зенитными ракетами «Игла».
Все лодки входят в состав 7-й дивизии подводных лодок Северного флота (п. Видяево), но «Карп» с 1994 года находится на судоремонтном заводе «Звездочка» в ожидании восстановления. Контракт на ремонт первых двух лодок подписан со «Звездочкой». Согласно документу, завод должен провести средний ремонт с модернизацией двух АПЛ.
Прочность титановых лодок была продемонстрирована в 1992 году, когда АПЛ «Кострома» столкнулась в Баренцевом море с американской субмариной типа «Лос-Анджелес». Российский корабль получил небольшие повреждения рубки, а американскую лодку пришлось списать.