В октябре министерство договорилось о строительстве 39 военно-транспортных самолетов новой модификации Ил-76МД (Ил-476), теперь к ним добавится еще и 31 самолет-заправщик Ил-78. Каталожная стоимость каждого лайнера – около 3,5 млрд рублей. В общей сложности завод получит от Минобороны заказы примерно на 280 млрд рублей, отметил источник «Ведомостей».
Но платить по этим заказам министерство планирует не ранее 2017 года, причем в бюджете не предусмотрены средства на покупку самолетов. А заводу к этому времени нужно будет построить более 20 из 70 самолетов.
Минобороны намерено взять деньги в госбанках, в частности в Сбербанке. Проценты и размер кредита обсуждаются (обычно их стоимость около 6–8% годовых).
Сотрудник Минобороны подтвердил, что контракт по закупке самолетов будет финансироваться с привлечением кредитов госбанков.
По его словам, такая схема финансирования госзаказа активно применяется уже несколько лет: количество подобных кредитов уже давно превысило 0,5 трлн рублей, в прошлом году Минобороны выплатило банкам не менее 10 млрд рублей. Процентные выплаты, равно как и выплаты по самим кредитам, закладываются в бюджет, основная нагрузка на него будет после 2015 года.
Однако на производство самолетов в ближайшее время «Авиастару» потребуется около 1 млрд долларов, отметил близкий к ОАК источник. Увеличение кредитного портфеля автоматически делает нерентабельным производство. Но если контракт предусматривает гибкий график платежей для Минобороны, то для завода требования жесткие: при срыве контракта ему грозят серьезные судебные иски, которые министерство уже не раз выигрывало.
Впрочем, официальный представитель ОАК напоминает, что первая часть контракта на производство 39 самолетов была подписана еще в октябре и каждая сторона его исполняет.