Это единственная в мире летабщая лаборатория, которая способна измерять более 1000 параметров атмосферы, поверхности суши и океана. Як-42Д снабжен 7 аппаратно-программными комплексами, включающими 76 приборов и более 50 датчиков, передает ИТАР-ТАСС.
«Впервые более чем за 25 лет мы получили новый самолет- лабораторию. По набору своих приборов он превосходит зарубежные аналоги», - сообщил руководитель Росгидромета Александр Фролов.
Как рассказал глава Минприроды Сергей Донской, новый самолет позволит изучать газовый и аэрозольный состав атмосферы и другие ее параметры, содержание парниковых газов, характеристики подстилающих поверхностей в различных диапазонах, строения облаков.
Воздушное судно оборудовано двумя допплеровскими локаторами. Полученные данные могут прямо в полете быть переданы на землю через спутниковую систему связи. Летающая лаборатория будет работать на высотах до 9000 м. В ней предусмотрены рабочие места для 14 операторов.
Министр сообщил о том, что заказчиками работ для новой машины будут выступать самый широкий спектр ведомств от Минобороны до Минсельхоза.
Руководитель Росгидромета рассказал, что для опытных и практических работ по воздействию на метеорологические процессы на самолете установлено оборудование для распыления жидкого азота, а также 1048 пиропатронов с йодистым серебром. По словам Фролова, это в пять раз больше, чем на самолетах, используемых сейчас для разгона облаков.
Летающая лаборатория сможет напрямую исследовать загрязнения, которые переносятся в Россию через границы, в том числе из Европы.«Это качественно повышает наши возможности на международных переговорах», - отметил Фролов.
С помощью новой машины можно будет более точно определять разнос загрязнений от промышленных предприятий.
Самолет-лаборатория может применяться для оперативного мониторинга продуктов природных и техногенных катастроф, в том числе извержений вулканов и выбросов радиоактивных загрязнений.
По словам Фролова, самолет будет находится во владении Центральной аэрологической лаборатории. Его первая исследовательская миссия - в Арктику - намечена на весну. Он добавил, что «уникальные научные данные получены уже во время испытательных полетов».
Самолет Як-42Д, носящий собственное имя «Росгидромет», был построен на ОАО «Экспериментальный машиностроительный завод им. В.М. Мясищева». Он может находиться в воздухе 5 часов и имеет дальность полета до 4 тыс. км. Стоимость его вместе с аппаратурой превышает 1 млрд рублей.