ВР, которая совместно с государственной нефтяной компанией Азербайджана ГНКАР и норвежской Statoil разрабатывает вторую фазу гигантского газового месторождения Шах-Дениз, теперь рассматривает лишь небольшой отрезок Nabucco, известный как Nabucco-Запад, говорится в речи Конна.
#{smallinfographicleft=330723}Участники консорциума Nabucco планировали сделать Шах-Дениз основным поставщиком газа для 4000-километровой магистрали пропускной способностью 30 млрд кубометров в год. По их планам, с месторождения должно было поступать ежегодно 16 млрд кубометров газа.
Лидер консорциума австрийская OMV надеялась в дальнейшем заполнить трубу газом из Туркмении, Ирака и, возможно, даже Ирана, но ВР решила, что газопровод, наполовину пустой на начальном этапе, экономически необоснован.
BP с партнерами по Шах-Денизу рассматривает возможность строительства собственной магистрали - Газопровод Юго-Восточная Европа (SEEP), который прошел бы от турецкой границы до Венгрии и использовал бы в основном уже существующую инфраструктуру.
Кроме этого, BP может поддержать проект Трансадриатического трубопровода (ТАР) немецкой E.ON Ruhrgas и швейцарской EGL, который, по плану, пройдет через Грецию и Албанию в Италию.
По словам Конна, партнеры по Шах-Дениз примут решение о Nabucco-Запад к концу июня, а окончательное решение о маршруте поставки газа в Европу - к июню 2013 года, передает Reuters.
Вместе с тем, немецкая электроэнергетическая компания RWE, входящая в консорциум Nabucco, считает, что первоначальный проект еще может обсуждаться.
«Мы уверены, что Набукко Запад выиграет конкурс, и я все-таки считаю, что изначальная концепция Набукко еще будет обсуждаться», - заявил участник совета директоров RWE Леонард Бирнбаум.
Кроме RWE и OMV в консорциум входят венгерская MOL, турецкая Botas, болгарская BEH и румынская Transgaz. На прошлой неделе управляющий директор Набукко Райнхард Мичек выразил уверенность в жизнеспособности проекта.
По мнению Еврокомиссии, проект Nabucco продолжает обсуждаться.
«Насколько мы понимаем, на классической версии Набукко пока не поставлен крест», - сообщила представитель Еврокомиссии Марлен Хольцнер, добавив, что для Евросоюза, желающего снизить зависимость от российского газа, название газопровода не важно.
Как сообщала газета ВЗГЛЯД, в апреле MOL в очередной раз подвергла перспективы Nabucco сомнению, не утвердив годовой бюджет компании, занимающейся проектом, а затем сообщила, что готова продать долю в проекте.
После этого, по данным немецкого издания Spiegel, возросли сомнения в целесообразности участия в проекте и у руководства RWE.
В середине апреля глава RWE Юрген Гроссман заявил, что концерн может изменить свои планы относительно участия в строительстве Nabucco. Он отметил, что важнейшей задачей является доставка каспийского газа в Европу в нужном объеме, и компания будет рада, если сможет его получить по другим газопроводам. В заявлении отмечалось, что приоритетом для RWE является наличие источника газа при минимально возможных инвестициях, так как перед компанией стоят задачи по снижению долговой нагрузки, и отказ от планов по Nabucco может дать ей возможность сэкономить значительную сумму.
Напомним, газопровод Nabucco был спроектирован для доставки природного газа из Азербайджана, Казахстана или Туркмении в страны ЕС в обход России. Его реализует консорциум Nabucco Gas Pipeline International, куда входят газовые компании европейских стран - участниц проекта – Германии, Австрии, Болгарии, Румынии и Турции.
Проект планируется завершить в 2017 году. Протяженность газопровода – около 4000 км, общая стоимость 7,9 биллионов евро.
Проект Nabucco оказался настолько дорогим, что его руководители предложили более дешевый и короткий вариант маршрута. Укороченный вариант предлагает газопровод, который пройдет по территории четырех стран от турецко-болгарской границы до австрийского города Баумгартена. Его длина составит около 1 тыс. 300 километров и уменьшится в три раза по сравнению с первоначальной.