Под давлением перевозчиков требования к таксистам были смягчены. В частности, поправки разрешают работать в такси водителям с трехлетним, а не с пятилетним стажем, отменяют обязательное использование таксометров и дают региональным властям полномочия устанавливать сразу два, а не один цвет кузова таксомоторов.
Поправки к закону, регламентирующему работу такси, смягчают ряд требований. Водительский стаж для работы в такси был уменьшен с пяти до трех лет. Отменено обязательное использование таксометров в салоне в случае, если такси везет пассажира по фиксированной плате вне зависимости от пройденного пути (такое практикуется в небольших городах). Кроме того, в качестве такси перевозчикам разрешается использовать машину, которая находится в аренде,- прежняя редакция закона разрешала ездить только на собственном транспорте, пишет «Коммерсантъ».
С 1 сентября 2011 года в России действует федеральный закон, запустивший реформу таксомоторных перевозок для борьбы с «бомбилами». Таксистам с осени прошлого года нужно получать разрешение; его выдают местные власти лишь юридическим лицам. Для соблюдения требований закона частным перевозчикам пришлось регистрироваться индивидуальными предпринимателями или устраиваться на работу в другие компании.
Законом были введены штрафы в 5 тыс. рублей за езду без разрешения, «шашечек» на борту машины, оранжевого фонаря на крыше и таксометра в салоне. Местным властям были даны полномочия устанавливать в своем регионе один законный цвет кузова всех таксомоторов. В целом ряде регионов нормы вызвали протесты перевозчиков, пригрозивших поднять цены на свои услуги. В Иркутске, Ульяновске и Томске летом 2011 года прошли акции протеста таксистов, после чего Госдума решила смягчить формулировки закона.На сегодняшний день в РФ выдано около 100 тыс. разрешений на такси, из них 14,5 тыс.- в Москве. По данным Госдумы, примерно 1 млн таксистов разрешений не получили, но продолжают возить пассажиров.Принятые вчера поправки также переносят срок вступления в силу нормы о цвете кузова. Возможность определять цвет такси местные власти получили еще в январе 2012 года, этим правом успели воспользоваться в четырех регионах РФ. Теперь срок введения нормы передвинут на 2013 год, соответствующие законы в четырех субъектах федерации будут аннулированы. Поправки также оговаривают, что чиновники должны будут устанавливать два, а не один цвет кузова таксомоторов.
«Должно быть минимум два цвета,- пояснил соавтор поправок, первый зампред комитета по госстроительству Госдумы Вячеслав Лысаков.- А то в некоторых городах уже появились связанные с властями компании, под корпоративный цвет которых местная администрация и принимает законы, заставляя остальных перекрашиваться». Наконец, Госдума позволила таксистам работать без разрешений до 1 июля 2012 года: штрафовать их за это не будут.
«Регионам нужно время, чтобы они успели изменить законодательство в соответствии с поправками»,- пояснил Лысаков.«Идея с двумя цветами хороша, весь вопрос в ее реализации на местах,- считает основатель издания для таксистов «Московский извозчик» Владимир Амплеев.- К примеру, в Иваново есть закон, разрешающий водителям работать на машине любого цвета до замены авто,- новая машина уже должна быть нужной раскраски. Такая схема приемлема, при других вариантах придется перекрашивать кузов за 70-80 тыс. рублей».
Идею снижения водительского стажа Амплеев раскритиковал: «Чтобы обеспечить безопасность пассажиров, водителю нужно иметь пять лет стажа именно в такси».
Наконец, эксперт уверен в необходимости «введения контроля за режимом отдыха таксистов»: «А то в Москве они нередко работают по 18 часов и засыпают прямо за рулем. Это угрожает безопасности пассажиров».