«Я могу сказать, что абсолютно все родственники получили те останки, которые они опознали. Мы не знаем, что произошло после того, как гробы с останками покинули Москву», - заявил он в интервью польской редакции журнала «Ньюуик», передает «Интерфакс».
Как сообщала газета ВЗГЛЯД, тела погибших вырыли из могил в конце сентября на кладбищах в Гданьске и Варшаве. На экспертизу были отправлены останки Анны Валентинович и Тересы Валевской-Пжиялковской, зампреда фонда «Голгофа Востока». Накануне прокуратура сообщила, что ее эксперты произвели вскрытие, но воздержалась от каких-либо подробностей.
Тотчас после эксгумации сын Валентинович Януш - главный инициатор кампании по эксгумации - заявил, что изъятое из могилы тело не принадлежит его матери. Но уже в среду Януш передумал, сказав, что пока не может ни подтвердить, ни опровергнуть то, что тело принадлежит его матери.
Это уже не первые жертвы смоленской авиакатастрофы, чей прах был потревожен в этом году. Весной были подняты и проверены останки Януша Куртыки, шефа Института народной памяти, расследующего преступления гитлеровских и коммунистических времен. Кроме того, прокуратура обследовала тела депутатов Сейма Пжемыслава Госевского и Збигнева Вассермана.
Во всех случаях поводом для этих скорбных экспертиз были требования родственников, которые выражали сомнения в достоверности идентификации останков и причин смерти.
Дело в том, что идентификация и экспертиза останков проводились в Москве, хотя и с участием польских специалистов. Часть жертв была опознана родственниками и знакомыми, но многие были идентифицированы только после генетической экспертизы. После этого останки были доставлены в Польшу на похороны без права открыть гробы.
Напомним, 10 апреля 2010 года самолет польского президента Леха Качиньского, который направлялся на памятные торжества в Катыни, разбился под Смоленском. На борту находились 96 человек – 88 пассажиров и восемь членов экипажа, все они погибли. В число пассажиров Ту-154 входили представители государственной власти, вооруженных сил и известные общественные деятели Польши.
Межгосударственный авиационный комитет 12 января прошлого года обнародовал окончательный отчет о результатах технического расследования, согласно которому непосредственной причиной крушения признано решение экипажа не уходить на запасной аэродром, а системными причинами – недостатки в обеспечении полета и подготовке экипажа.
Позже выяснение причин катастрофы завершила польская правительственная комиссия, которую возглавлял министр внутренних дел Ежи Миллер. Польские и российские эксперты пришли к выводу, что причиной происшествия было снижение ниже минимальной высоты при чрезмерной скорости в метеоусловиях, не позволяющих осуществлять визуальный контакт с землей, а также запоздалое начало процедуры ухода на второй круг.