В понедельник глава российской делегации на переговорах по присоединению к ВТО Максим Медведков подтвердил информацию о динамике пошлин на автомобили, после того как Россия войдет в организацию. Пошлины уменьшатся с 30% до 25% с момента присоединения, в течение трех лет останутся на этом уровне, а потом будут снижаться примерно по 2,5% в год до уровня 15% через семь лет. На подержанные автомобили с момента присоединения к ВТО будет установлена пошлина 25% «с разными специфическими ставками». Она не будет меняться пять лет, а затем в течение двух лет будет снижена до 20%. На автомобили старше семи лет пошлина останется неизменной, то есть составит 2,5-5,8 евро за 1 куб. см двигателя.
При этом пошлины на грузовые автомобили будут резко снижены сразу же после вступления России в ВТО, рассказали несколько источников на авторынке. По их данным, на новые самосвалы массой от 20 тонн пошлина составит 10% вместо нынешних 25%, а через три года опустится до 5%. На подержанные самосвалы возрастом от трех до пяти лет пошлина в размере 30% понизится до 15%, а через три года - до 10%, при этом дополнительная ставка 2,2 евро за 1 куб. см двигателя будет отменена. Пошлина 4,4 евро за 1 куб. см для самосвалов возрастом от пяти до семи лет тоже будет заменена ставкой в размере 15%, которая через три года упадет до 10%.
«Большое удивление вызывает то, что резко упадет и пошлина на самые старые самосвалы старше семи лет, сейчас она составляет 4,5 евро, но сразу же после вступления в ВТО станет всего 1 евро», - подчеркнул источник.
Упадут и пошлины на седельные тягачи, продажи которых после кризиса растут быстрее всего (на 168% за полгода). Источники рассказывают, что после вступления в ВТО пошлины на новые тягачи составят 15% против нынешних 25%, а через три года - до 10%. На технику возрастом от трех до пяти лет пошлины снизятся с 30% до 15%, а через четыре года - до 10%. Пошлина на седельные тягачи старше семи лет, которая сейчас составляет 2,2 евро на 1 куб. см двигателя, сразу опустится до €1.
«Скорее всего, снижение таможенных пошлин на легковые автомобили не вызовет резкого роста их импорта - в Россию в основном ввозятся машины средней стоимостью около 21 тыс. долларов, но наибольшим спросом пользуются автомобили более бюджетного сегмента, которые стоят в среднем $18 тыс. и будут собираться в России», - считает Михаил Пак из ИК «Атон». По данным Федеральной таможенной службы (ФТС), за девять месяцев этого года в Россию было импортировано 694 тыс. машин на 13 млрд долларов. По оценкам консалтингового агентства PricewaterhouseCoopers, речь идет о 605 тыс. машин на 20,6 млрд долларов.
«Снижение пошлин может оказать воздействие в первую очередь на планы японских производителей, таких как Honda и Mazda, которые собирались запустить свои производства на Дальнем Востоке (планы Honda до сих пор официально не подтверждены), - считает Иван Бончев из Ernst & Young. - Возможно, они переориентируются на импорт, поскольку объемы планируемых производств невелики, и на окупаемость они выйдут как раз через семь лет, когда пошлина составит 17%».
Зато российские производители грузовиков ждут «катастрофы», поскольку «рынок будет полностью открыт для импорта подержанной и дешевой китайской техники». «К тому же по новым нормам все грузовики возрастом до трех лет вне зависимости от пробега попадают в категорию новых», - добавляет один из источников. Другой источник уточняет, что договоренности об уровне пошлин были достигнуты еще в 2003-2004 годах, но «почти никто в отрасли не знал о них, информация, какая реально будет ситуация, появилась лишь в начале года, когда ничего поделать было уже нельзя».
По данным Минпромторга, в январе-августе в Россию было ввезено около 25 тыс. грузовиков, из них около 90% пришлось на седельные тягачи.
«Импорт грузовиков массой 14-40 т по итогам этого года может составить около 30 тыс. машин, через пять лет с учетом снижения пошлин он может вырасти до 50 тыс. машин, - считает Михаил Пак. - Но производители, которые построили уже свои заводы в России, вряд ли будут полностью переориентироваться на импорт, поскольку в стране слабо развито обслуживание иностранных грузовиков, и производителям логичнее развивать производство здесь, параллельно вкладываясь в дистрибуторскую сеть и сервисные центры».
С этим согласен коммерческий директор российского представительства Scania Андрей Чурсин, который уверен, что, несмотря на снижение пошлин, «логистически удобно производить грузовики в России», поскольку объемы продаж в стране будут быстро расти на фоне высокого износа парка, пишет «Коммерсантъ».