Беседа проходила за закрытыми дверями. В начале разговора президент отметил, что «хотел бы в неэмоциональном ключе послушать аргументы в пользу избранного маршрута или против него».
#{smallinfographicright=431467}«Я хотел бы, чтобы вы познакомили меня со своей точкой зрения. Я хотел бы это сделать непублично, с приведением тех аргументов, которые вы посчитаете правильным использовать», – сказал Медведев, обращаясь к участникам совещания, передает ИТАР-ТАСС.
Президент напомнил о принятом им в августе решении приостановить строительство автомагистрали Москва – Санкт- Петербург через Химкинский лес.
«Здесь присутствуют эксперты, которые в силу своих профессиональных обязанностей должны подготовить соответствующие предложения, у которых есть свое мнение, что лучше для соответствующего проекта, как его осуществить», – заметил президент.
Далее беседа продолжалась без прессы. В ней приняли участие помощник президента России Аркадий Дворкович, научный руководитель НИИ транспортного и дорожного хозяйства Михаил Блинкин, гендиректор ГИПРОДОРНИИ Олег Шахов, первый заместитель председателя правления ГК «Российские автомобильные дороги» Сергей Кельбах, заместитель генерального директора ГУП «Научно-исследовательский и проектный институт Генплана Москвы» Алла Меламед, профессор Московского автодорожного государственного технического университета Антон Гейдт и руководитель лесного отдела Международной некоммерческой неправительственной организации «Гринпис» Алексей Ярошенко.
В ожидании президента среди экспертов завязалась горячая дискуссия, в ходе которой они с использованием принесенных планов, карт и выкладок пытались доказать друг другу и журналистам справедливость своего варианта прохождения автомагистрали.
В частности, Меламед заявила, что изначальный проект прокладки трассы через Химкинский лес более экологичный и экономически выгодный. Она признала, что проект предполагает вырубку примерно 90 га леса, но практически не затрагивает жилых строений. В то время как альтернативный вариант прокладки трассы, по утверждению эксперта, предусматривает снос 52 домов и также полностью не исключает вырубку леса – около 10 га лесных площадей должны быть расчищены.
«Мы слышим критику, мы ее принимаем. Но мое мнение как специалиста, проработавшего в этой сфере 40 лет: любая другая трасса потребует еще двух–трех лет очень детальной проработки, и еще необязательно будет доказано, что ее можно будет строить», – сказала Меламед, добавив, что любой другой проект, «без сомнения, будет дороже».
Она также считает недопустимым один из вариантов, предложенных экологическими организациями, – расширить существующее Ленинградское шоссе. «Это исключено, потому что вдоль ныне существующей трассы проживает 40-тысячное население», – пояснила она.
В свою очередь представитель Гринпис Алексей Ярошенко продемонстрировал журналистам план прокладки автотрассы Москва – Петербург по другому маршруту, который, по мнению экологических организаций, не так сильно затронет Химкинский лес. Он обратил внимание на то, что изначальный проект автомагистрали предполагает разделение Химкинского леса на отдельные фрагменты и разрушение его единой экосистемы, что, по мнению экологов, неизбежно приведет к постепенной гибели лесного массива.
Один из вариантов, который предлагают экологические организации, объединившиеся в движение «За леса Подмосковья», – это строительство автодороги в полосе отчуждения Октябрьской железной дороги. Как отметил Ярошенко, этот вариант практически не наносит ущерба окружающей среде, при этом он незначительно отличается по протяженности от проекта, продвигаемого сторонниками строительства шоссе через Химкинский лес.
Как сообщала газета ВЗГЛЯД, 26 августа партия «Единая Россия» обратилась к президенту Дмитрию Медведеву с просьбой разобраться в ситуации с прокладкой трассы Москва – Санкт-Петербург через Химкинский лес.
Председатель высшего совета партии Борис Грызлов пояснил, что мнения в «Единой России» по поводу маршрута прокладки магистрали разделились, поэтому партия решила обратиться к президенту.
16 сентября Общественная палата решила, что не может быть арбитром в спорах по проекту строительства автодороги Москва – Санкт-Петербург через Химкинский лес. Выслушав экологов, чиновников и экспертов, общественники не вынесли никакого вердикта.
Минприроды поддержало строительство трассы через Химкинский лес, а Росавтодор предложил компенсировать вырубку части Химкинского леса созданием природоохранной зоны в районе Молжаниново.
В случае приостановки строительства трассы Москва – Петербург России не придется платить огромные неустойки, отмечал в интервью газете ВЗГЛЯД научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства Михаил Блинкин.