Казань зарегистрировала в Роспатенте товарные знаки «Третья столица России», «Третий город России», а также Russia`s third capital.
Нижегородской области пришлось довольствоваться брендом «Столица Поволжья», передает «Коммерсантъ».
Известно, что использовать слоган «Третья столица России» Казань начала еще в марте 2007 года, разместив его на своих стендах на международных выставках MIPIM во французском Канне и ITB в Берлине. Использование рекламных растяжек привело к конфликту между столицей Татарии и Нижним Новгородом: тогдашний замгубернатора Нижегородской области Ирина Живихина, возмутившись, что Казань присвоила себе высокий статус, поручила подчиненным оформить права на бренд «Нижний Новгород — третья столица России» и пригрозила Казани судебным иском.
Свое право на бренд власти Нижегородской области обосновывали историческим фактом: во второй половине XIV века Нижний был столицей Нижегородско-Суздальского княжества. Татарские власти, в свою очередь, обращали внимание на то, что третьей столицей России Казань назвал во время празднования ее тысячелетия (отмечалось в 2005 году) прежний президент страны Владимир Путин.
За бренд «Третья столица» развернулась настоящая борьба. Казань, по данным нижегородских властей, победила потому, что подала заявку в Роспатент на несколько дней раньше конкурентов (при регистрации одинаковых товарных знаков в одном и том же классе товаров и услуг Роспатент отдает приоритет ранее обратившимся заявителям).
В итоге, упустив «Третью столицу», Нижегородская область направила в Роспатент около десяти заявок с вариантами товарного знака, среди которых кроме «Столицы Поволжья» были такие, как «Сердце Поволжья», «Сердце Волги» и другие. Патентное ведомство зарегистрировало товарный знак «Столица Поволжья», правообладателем которого является нижегородское региональное госпредприятие «Художественные промыслы».
Казанские власти отказались комментировать регистрацию новых товарных брендов. По словам представителей нижегородского правительства, Казань пока не может использовать их в коммерческих целях: «Дело в том, что правообладателем товарного знака стал комитет по рекламе, который не вправе заниматься коммерческой деятельностью с использованием данного товарного знака».
Тем не менее, по мнению заместителя гендиректора по правовым вопросам ОАО «Нижегородский завод шампанских вин» (в течение нескольких лет предприятие вело патентные споры за товарный знак «Советское» с ФКП «Союзплодоимпорт») Владимира Егорова, властям Казани ничто не помешает использовать свой товарный знак, если они передадут право его использования уполномоченному юрлицу, заключив соответствующий лицензионный договор.
Нижегородские власти планируют использовать свой товарный знак для рекламы на рынке туристических услуг. Председатель комитета внешних связей и туризма исполкома Казани Сергей Иванов вчера заявил, что не располагает информацией о том, каким образом будут использованы зарегистрированные за городом бренды. «Сомнительно, что товарный знак сильно поможет Нижнему Новгороду в продвижении туристических продуктов,— предположил господин Иванов.— Но нам это в любом случае не помешает, у Казани есть своя стратегия продвижения города в области туризма».
Заместитель министра поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг Нижегородской области Владимир Селезнев тем не менее уверен, что бренд «Столица Поволжья» для Нижнего Новгорода более выигрышный, чем бренд «Третья столица», так как в нем есть географическая привязка, а река Волга хорошо известна не только в России, но и в Европе.