Во время учебного полета в Запорожской области Украины разбился самолет Су-25 ВВС Украины.
В настоящее время ведутся поисково-спасательные работы на месте происшествия
«11 ноября около 10 утра (11.00 по московскому времени – прим. ВЗГЛЯД) во время выполнения планового учебного полета разбился самолет Военно-воздушных сил Украины Су-25. Трагедия произошла в 40 километрах севернее Запорожья. Пилот 1992 года рождения погиб, местное население не пострадало. На месте трагедии работает поисково-спасательная группа», – приводит РИА «Новости» сообщение украинского военного ведомства.
«Летчик был из Николаевской авиационной бригады. В настоящее время ведутся поисково-спасательные работы на месте происшествия, там работают сотрудники Государственной службы по ЧС», – передает ТАСС сообщение спикера генерального штаба вооруженных сил Украины Владислава Селезнева.
По словам Селезнева, самолет разбился недалеко от автодороги, поэтому есть свидетели случившегося. По факту аварии проводится расследование, уточняются причины и обстоятельства катастрофы.
По данным главного военного прокурора Украины Анатолия Матиоса, разбившийся Су-25 мог задеть провода, что и стало причиной инцидента. «По предварительной версии следственной группы военных прокуроров и инспекции по расследованию авиакатастроф МОУ, которые начали работу на месте трагедии, осуществляя тренировочный полет на сверхнизкой высоте, самолет столкнулся с высоковольтной линией электропередачи, в результате чего упал», – написал Матиос в Facebook*. По его словам, самолет был без боекомплекта.
Точную причину падения самолета должна установить комиссия.
Напомним, что с лета прошлого года боевая авиация практически не применяется украинской стороной в зоне боевых действий в Донбассе. Главным образом потому, что за первые месяцы боев основная часть парка боевых самолетов и вертолетов Украины была уничтожена. После этого местная промышленность в авральном режиме латает все самолеты, которые хоть как-то можно поставить в строй. И, получается, на эти не самые новые машины сажают неопытных летчиков.
Офицер пресс-службы Генштаба Вооруженных сил Украины (ВСУ) Алексей Мазепа сообщил, что самолет был исправен, а пилот, несмотря на свои 23 года, «достаточно компетентен». «Пилот также имеет достаточный профессиональный уровень. На данный момент нет главной версии, почему это произошло», – сказал Мазепа в эфире телеканала «112 Украина».
«Это глупость полная. В 23 года быть профессиональным и выполнять сложные задания – такого быть не может, – прокомментировал газете ВЗГЛЯД заявление украинских военных вице-президент Академии геополитических проблем полковник ВВС Владимир Анохин. – Министерство обороны Украины, как и вся остальная украинская верхушка, бессовестно врет. Что из себя представляют летные училища Украины, по-моему, никто не знает. Они держатся на запасах, оставшихся от Советского Союза и от инструкторов, которые еще существуют. Одним из основных критериев подготовки пилотов является налет, то есть системность, ритмичность подготовки летчиков в период учебы. Если на Украине летчики в год летают 20–30 часов, это говорит о том, что у них совершенно нет летной практики. Мы учились четыре года в училище, и только через 6–8 лет мы становились летчиками первого класса. Нас выпускали с налетом 220 часов, и мы садились на правое кресло. И становились командирами только через 2–3–4 года, это где-то к 26–27 годам».
Анохин напомнил о действиях украинской авиации в Донбассе, когда они бомбили кассетными бомбами по площадям, «не по целям, как наши сейчас в Сирии, а по площадям, по городам. Это говорит о нижайшем уровне подготовки украинских летчиков».
Анохин не верит, что пилоту такого возраста могли поставить задачу на полет на предельно малых высотах. «Я сел в кабину полным болваном, – вспоминает он свои годы учебы. – Меня инструктор гоняет по всем программам. Я налетываю 15–20 часов вместе с инструктором. Потом он говорит, что я могу слетать по кругу – первый самостоятельный вылет. А когда ты пришел в часть, у тебя фактически начинается та же самая программа: тебя проверяют твои товарищи и смотрят, можешь ты летать самостоятельно или нет».
В то же время бывший командующий Военно-транспортной авиацией России Владимир Андреев не видит ничего удивительного в юном возрасте погибшего пилота. «И я летал в таком же возрасте на серьезном самолете. Летали, нормально умели это делать. Его же выучили сначала. Инструктор его обучил, а потом уже он сам летал», – сказал он газете ВЗГЛЯД.
Летчик-испытатель, Герой России полковник Игорь Маликов высказал мнение, что молодому пилоту могли дать летное задание на полет на малых высотах, но при определенных условиях. «Конечно, Су-25 должны летать на малых высотах, это входит в обязанности штурмовика. Но прежде чем прокладывать такие маршруты, они должны учесть высоту любого препятствия в определенном радиусе. Это несложная система расчетов. И ты не имеешь права там снижаться. Перед полетом он должен досконально изучить маршрут, знать, где проходят ЛЭП, где возвышенности, препятствия, телевизионные и радиомачты. Это же все оговаривается, и если он полез вниз... ну, понятно. Но во всем мире это не редкость, так что все понимаем», – сказал он газете ВЗГЛЯД.
«Таких случаев полным-полно. Валерий Иванович Чкалов под линиями летал, а его ведомый задел», – вспомнил Маликов.
«Обычно минимально допустимая высота в таких полетах ограничена – 300 метров. Линии электропередачи явно ниже – метров 30. Значит, он снизился из хулиганских побуждений», – сказал он.
По мнению офицера, если выяснится, что катастрофа произошла по вине пилота, это будет еще одним свидетельством низкого уровня подготовки украинского летного состава. «На каком там у них уровне может быть? Они все развалили и сейчас думают, самые серьезные ребята, что ли? Конечно, нет. У них и авиации никакой нет, есть, может, самолетов пять боевых. Половину посбивали, половина отказывает. Налет у пилотов маленький. Им бы впору одуматься, не армию содержать, а своих людей кормить, чтобы они хорошо жили. Потому что воевать им не с кем, никто на них не нападает, они даром никому не нужны», – заключил Маликов.
* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ