Председатель КНР Си Цзиньпин поставил цель превратить Китай в ведущую державу в области науки и техники к 2049 году. Об этом он заявил во вторник на двухгодичной конференции Китайской академии наук и Китайской академии инженерных наук в Пекине.
В России тоже спускают разнарядки, но тут научных публикаций требуют от людей, которые получают по 20 тысяч рублей! Это смешно
«Китай должен стать одной из наиболее инновационных стран к 2020 году и занять ведущие позиции в области инноваций к 2030 году, чтобы добиться цели превращения в державу – мирового лидера в области науки и техники к столетию провозглашения КНР», – сказал Си Цзиньпин. Как сообщает ТАСС, участвовавший в ее открытии премьер КНР Ли Кэцян пообещал специалистам в области науки и технологий «больше свободы и финансовой поддержки». С 2010 года инвестиции Китая в научные исследования и опытно-конструкторские разработки выросли более чем в два раза, отмечалось на конференции.
«Шансы небольшие»
Китайский бизнесмен, который занимается в КНР сферой hi-tech, сказал газете ВЗГЛЯД, что считает названную председателем Си цель вполне достижимой.
«Шансы КНР достичь этой цели хоть небольшие, но все-таки есть. Дело в том, что уровень высшего образования в Китае, как известно, достаточно высокий. По количеству и качеству ученых страна уже не уступает никакой из мировых научно-технических держав, – заявил китайский предприниматель. – В Китае по-прежнему хорошо развивается экономика, которая обеспечит ученых нужной им финансовой поддержкой. Так что потенциал есть». Правда, есть и трудности, признал бизнесмен. «Самое сложное дело – адаптация научных достижений к реальной экономике. Мешает и конкуренция со стороны других держав», – посетовал собеседник.
Понять, что поставленная председателем Си задача выполнена, можно благодаря одному параметру, считает старший научный сотрудник Института Дальнего Востока РАН, эксперт Центра анализа стратегий и технологий Василий Кашин.
«Мы должны увидеть на рынке столько китайских инновационных продуктов китайской разработки и под китайскими брендами, что их количество сравняется с американскими. В мире уже известны китайские высокотехнологичные бренды – Lenovo, Huawei. Но сколько их на такую гигантскую страну?» – риторически спрашивает Кашин. «Думаю, Китай точно сможет выйти на передовые позиции по некоторому набору направлений, которые он считает ключевыми для себя: атомная энергетика, космос, электроника, авиация», – полагает эксперт.
#{smallinfographicleft=780448}Возникла «наука о китайской науке»
«Способен ли Китай стать инновационной сверхдержавой – это тема бесконечных научных споров, которые ведутся в первую очередь в Штатах. Там созданы целые научные школы, целая «индустрия отслеживания», – сообщил Кашин газете ВЗГЛЯД.
«Единой точки зрения нет. Звучат скептические оценки: сохраняется целый ряд слабостей Китая, связанных с не очень хорошей средой для инвестиций, недостаточной защитой прав собственности, в том числе интеллектуальной, неготовностью системы образования производить в необходимых количествах людей, способных к оригинальным инновациям», – перечислил эксперт. «В то же время отмечается и огромный прогресс в ряде сфер, признается, что в локальных секторах Китай уже вышел на передовые позиции: например, это суперкомпьютеры, биотехнологии и так далее», – рассказал Кашин.
«Индустрия отслеживания» понадобилась в связи с тем, что разобраться в китайской статистике не так-то просто, пояснил он. «Например, Китай впереди планеты всей по количеству патентов и научных публикаций, а объясняется это тем, что всем компаниям, и государственным, и даже частным, если хотят какие-то льготы, спускают разнарядку – сколько патентов и научных публикаций в год они обязаны выдавать», – пояснил Кашин. По его мнению, раздувать статистику можно, но научная публикация по той же теме не всегда означает реальные возможности взять и разработать атомный реактор или звездолет.
Из Китая никакой «утечки мозгов» нет
«Да, им спускают разнарядки, но они же добиваются научных публикаций не в китайских, а в международных, престижных журналах, – возражает коллеге главный научный сотрудник того же Института Дальнего Востока РАН, член Совета по внешней и оборонной политике Александр Ломанов. – В России тоже спускают разнарядки, но тут научных публикаций требуют от людей, которые получают по 20 тысяч рублей! Это смешно. А в Китае спускают такую разнарядку людям, которые на такой же должности получают по 120 тысяч рублей. У них есть стимул сделать публикацию, пусть даже и не идеального качества».
Как считает Ломанов, число инновационных продуктов – не единственный показатель. «В КНР – огромные достижения в соединении западных экономических теорий свободной рыночной экономики и китайской специфики. Как эти успехи можно измерить? Только тем, как в целом развивается страна. Важны гуманитарные науки, успехи в которых тоже невозможно измерить, их можно только почувствовать – по качеству научной литературы. Это общий показатель среды», – заявил эксперт-китаист газете ВЗГЛЯД.
«У Китая огромный кадровый резерв! Всегда можно найти эксперта по любому – самому узкому – вопросу. Они там знают все: от географии Южной Европы до месторождений в Арктике и Антарктиде, от космической физики и до новейших теорий экономики. То есть в рамках одной нации создали полный круг научных компетенций. На такой прочной солидной опоре они имеют все основания ожидать успеха. База для него будет заложена в течение ближайших 10 лет, – надеется Ломанов. – Значит, через 30 лет обозначенная председателем Си цель вполне может быть достигнута. Почему бы и нет?»
«Догнать США вполне реально»
К середине века китайский ВВП будет как минимум раза в полтора больше американского, уверенно предрекает эксперт. «Если выделять такую же долю доходов на науку, как и Штаты, то догнать США вполне реально, – сказал он. – Сегодня зарплаты в китайских вузах и академиях очень высокие. В отличие от России, никакой утечки мозгов нет. Там кандидаты реально сражаются за вакансии в научной сфере, всюду конкурсы, отбирают самых способных».
Главную угрозу этим планам эксперт видит в замедлении китайской экономики. «Пока ВВП растет на шесть–семь процентов, если в состоянии тратить на науку в той же пропорции, этого достаточно для успеха. Если вдруг Китай упадет до двух–трех процентов или даже до стагнации, это, разумеется, отразится и на науке», – опасается Ломанов. Однако он думает, что даже на таком неблагоприятном фоне власти недодадут другим сферам, но НИОКР получат столько денег, сколько нужно.
«Экстенсивный рост Китая закончился. Работника, который будет шить рубашки за 100 долларов в месяц, в КНР больше не будет никогда! Этот типаж уходит в соседние страны. Другое дело – китайский инженер или ученый, который будет за три тысячи долларов выполнять ту же работу, за которую американец требует 10 тысяч. Причем он будет работать на сопоставимом уровне. Вот эта ниша остается перспективной на ближайшие несколько десятилетий. Китай больше никогда не будет государством дешевой рабочей силы. Теперь его цель – стать государством квалифицированных кадров», – подытожил эксперт.