Из-за нестабильной политической ситуации в Египте и начавшихся накануне беспорядков, в которых погибло 400 человек, МИД РФ в четверг рекомендовал российским гражданам воздержаться от посещения Египта.
Во всех остальных местах в Египте, если начнется серьезное столкновение, а, похоже, что все к тому идет, никто никаких гарантий безопасности туристам дать не сможет
В свою очередь Ростуризм рекомендовал туроператорам сократить объем продаж туров в Египет и предложить клиентам другие направления. Правда, пока об эвакуации туристов из Египта речи не идет, и те, кто сейчас находится в Египте, могут спокойно завершить отдых, отметили в ведомстве. По данным Ростуризма, в Египте сейчас находятся около 50 тыс. российских туристов.
Между тем россияне уже начали отказываться от купленных путевок в Египет. «Мы не можем говорить, что отказы от туров многочисленны, но они растут», – сказал замглавы Ростуризма Дмитрий Писаревский.
При этом российские туроператоры отказываются возвращать деньги в полном объеме клиентам. В службу Роспотребнадзора стала поступать информация на горячую линию о том, что туроператоры за отказ от поездки в Египет взимают некие «штрафные санкции», достигающие порой 90% от стоимости туристского продукта. Ведомство напомнило, что у туриста есть право на одностороннее расторжение договора, а также призвало Министерство культуры предупредить новые отказы со стороны туроператоров.
Пока власти только рекомендуют не посещать Египет, но вскоре могут и запретить въезд в страну. По крайней мере, член Общественной палаты Александр Соколов уже готовит обращение в МИД и Ростуризм, в котором предлагает наложить запрет на продажу путевок россиянам во все туристические зоны Египта, кроме Шарм-эль-Шейха.
По его словам, на Синайском полуострове, где находится Шарм-эль-Шейх, располагаются войска миротворцев ООН, способные «в случае чего обеспечить безопасность». «Во всех остальных местах в Египте, если начнется серьезное столкновение, а, похоже, что все к тому идет, никто никаких гарантий безопасности туристам дать не сможет», – уверен он.
Закрытие турпотока в Египет серьезно ударит как по российским туроператорам, так и по самой экономике африканской страны, которая уже находится в преддефолтном состоянии.
Потери России
Дмитрий Писаревский оценил убытки российских туроператоров в связи с ситуацией в Египте при самом плохом раскладе в 50 млн долларов.
«Египетское направление остается одним из самых популярных направлений у россиян. На него приходится порядка 25–30% туристического трафика. Поэтому в случае эскалации социально-политического конфликта последствия для российских туроператоров могут быть очень неприятными», – говорит газете ВЗГЛЯД аналитик по потребительскому сектору УК «Финам Менеджмент» Максим Клягин.
В пример он приводит опыт 2011 года, когда в Египте была похожая ситуация. «В 2011 году на фоне политического кризиса объем отправлений российских туристов в эту страну упал почти на 35%. Турпоток сократился сразу с 2,2 млн человек в 2010 году до 1,45 млн человек в 2011 году», – отмечает эксперт.
Однако он добавляет, что это падение было достаточно быстро компенсировано: уже в 2012 году в Египет было отправлено почти 2 млн россиян, а трафик вырос на 30%. «Поэтому можно предполагать, что когда ситуация стабилизируется, трафик очень быстро восстановится», – считает Клягин.
«Если конфликт затянется, то пострадают в первую очередь небольшие не диверсифицированные туроператоры РФ, у которых большая часть бизнеса строится на египетском направлении. Так, в 2011 году на фоне очередного конфликта в Египте наблюдались дефолтные ситуации у российских игроков в связи с просадкой египетского сегмента. Для крупных компаний это менее рискованная ситуация, потому что они работают на разных направлениях и смогут оперативно переориентировать туристов на отдых в других странах», – отмечает Клягин.
Между тем игроки туриндустрии более спокойны. «Я не думаю, что из-за закрытия Египта для туристов стоит ожидать банкротств российских туроператоров, которые плотно занимаются этим направлением. Долгосрочных планов по Египту здравомыслящие туроператоры уже давно не строят, все работают гибко, исходя из контрактной ситуации: если спрос есть, значит, чартерные самолеты заказываются, если спрос падает – провозные мощности снимаются. К тому же, с 2011 года заработать на этом направлении стало довольно трудно, и туроператоры к этому адаптировались», – говорит газете ВЗГЛЯД медиадиректор TEZ TOUR Moscow Роман Рыбаков.
«В лучшем случае туроператоры оказываются в плюсе, а в некоторых случаях работают в минус и фактически дотируют поездки своих клиентов в Египет. Из средней цены тура в 10 тыс. рублей львиную долю они платят авиакомпаниям за билеты (60% цены турпутевки – это стоимость авиабилета), отелю за размещение туриста и т.д. Норма прибыли на Египте – 1% от тура, тогда как в среднем маржа по туристическим направлениям составляет 2–3%», – говорит Рыбаков.
В любом случае, после череды банкротств туроператоров в России был разработан механизм для снижения рисков для туристов – Компенсационный фонд объединения туроператоров. Все игроки вносят средства в этот фонд, чтобы покрывать форс-мажорные расходы. «Этот механизм может стабилизировать ситуацию на российском рынке в случае появления дефолтных игроков», – считает Клягин.
Если не Египет, то куда
По данным Ростуризма, в 2012 году в Египет на отдых отправились 1,9 млн россиян. Если страну закроют для туристов, то отдыхать придется ехать в более дорогие страны.
«Альтернативы Египту по столь низким ценам, недолгому перелету с круглогодичным теплым морем найти действительно сложно. Летом есть Греция, Турция, Испания, зимой есть Эмираты, Таиланд, но эти направления изрядно дороже», – говорит Роман Рыбаков.
По его словам, тур в Египет на неделю может стоить 500 долларов. Тур в Испанию примерно в таком же по уровню отеле и с таким же перелетом будет стоить 500–600 евро, в Турцию – 700–800 долларов, в ОАЭ – от 800 долларов. «Хотя уровень туристической инфраструктуры в ОАЭ, да и в других альтернативных странах трудно сравнивать с тем, что предлагает инфраструктура Египта. Сибирь уже давно выбирает не Египет, а Юго-Восточную Азию – Таиланд, Вьетнам, Малайзию и т.д.», – добавляет Рыбаков.
#{image=738152}Бенефициаром текущих неблагоприятных событий в Египте могут стать страны Южной и Восточной Европы, а также Азии. «Как правило, от проблем на Ближнем Востоке выигрывает Средиземноморье. В 2011 году на фоне просадки турпотока в Египет, Турцию, Таиланд и Японию (из-за техногенной катастрофы) наблюдался рост турпотока в Испанию, Грецию и на всем средиземноморском направлении, а также в Израиль и в страны Азиатского и Тихоокеанского региона», – отмечает Клягин.
Без туризма Египту грозит дефолт
Если российские туроператоры еще с 2011 года постарались диверсифицировать свой бизнес, то вот экономика Египта так быстро найти замену доходам от туризма не смогла.
В 2012 году поток туристов в страну увеличился до 11,5 млн человек. И хотя до рекордов 2010 года стране было еще далеко (по сравнению с 2010 годом в стране побывало на 22% меньше туристов), это принесло египетской казне 9,9 млрд долларов. Министерство туризма Египта ожидало к концу этого года выйти на прежние высокие показатели по доходам от туризма. Но после новых потрясений казна африканской страны, наоборот, еще больше поредеет, а люди потеряют работу.
При этом экономика Египта переживает и так не лучшие времена. Дефицит египетского бюджета и высокая безработица и без политических потрясений являются главными проблемами африканской страны.
ВВП Египта в 2012 году составил 254,5 млрд долларов. При этом египетская экономика выросла лишь на 2,2%, тогда как до 2010 года росла на 5–7% ежегодно. А сейчас ВВП страны ежемесячно падает на 7%.
В 2012 году дефицит бюджета Египта составил 10,9% от ВВП. Серьезной проблемой для бюджета является наличие многочисленных дотаций и субсидий (135 млрд египетских фунтов в 2012 году), необходимых для помощи малообеспеченным слоям населения. Золотовалютные резервы страны сокращаются (с 18 до 15 млрд долларов), а госдолг и дефицит внешней торговли растут.
Бедность и безработица – две катастрофы страны. Средняя заработная плата – около 1500 египетских фунтов или 245 долларов, но в реальности многие египтяне по-прежнему получают зарплату в 600–900 египетских фунтов в месяц. Это ниже минимального уровня оплаты труда, который в 2012 году составил 1200 египетских фунтов.
Каждый год на рынок труда приходит более 1 млн человек, а рабочих мест – только 300 тыс. Уровень безработицы в 2012 году вырос до 12,5% (данные ЦБ Египта).
При этом крупнейшей отраслью египетской экономики является сфера услуг, на долю которой приходится почти 48% ВВП и в которой занято свыше 50% рабочей силы страны. Хотя промышленность и сельское хозяйство также всегда были основой египетской экономики. Но если в 70-е годы в сельском хозяйстве было занято 90% египетской рабочей силы, то сейчас быстрая индустриализация снизила число занятых до 30%. А доля сельского хозяйства в ВВП страны упала до 14,8%. В промышленности занято около 20% рабочей силы, а ее доля в ВВП составляет 37,4%.
«Туриндустрия – это порядка 15% ВВП Египта. И это без мультипликативного эффекта. Ведь многие отрасли страны, в частности, значительная часть сельского хозяйства и легкой промышленности, работают для туристов и на туризм. Поэтому в случае обострения политической ситуации и распространения ее на туристические зоны последствия для экономики Египта будут самые неблагоприятные», – говорит Максим Клягин.
«Чем дольше это будет продолжаться, тем хуже это будет влиять на финансовую стабильность страны. Уже сейчас состояние страны преддефолтное. Помочь может только скорейшая политическая стабилизация, достижение консенсуса между враждующими сторонами и транши от сторонних организаций. В частности, Египет договаривается о помощи от МВФ – деньги нужны для стабилизации финансовой системы и банально для закупки хлеба», – продолжает эксперт.
Таким образом, закрытие въездного туризма в Египет может ускорить дефолт страны. Правда, эксперты надеются, что до этого не дойдет.
«Египет вряд ли закроют на весь год. Остановка туристического потока в Египет будет временной. Мы уверены, что это не затянется больше чем на месяц, как это было и в 2011 году. Тогда МИД выпустил распоряжение остановить продажи туров в Египет, но запрет просуществовал недолго», – считает Роман Рыбаков из TEZ TOUR.
«Ситуация, которая была в 2011 году, демонстрирует, что у политических лидеров – и у оппозиции, и у правящей коалиции – есть четкое понимание, что экономика страны очень сильно зависит от туристического сектора, поэтому они стараются не допустить распространения конфликтов на туристические зоны и существенного сокращения туристического трафика», – говорит Максим Клягин.
«Египтяне сами понимают, что туризм для их экономики – одна из важнейших доходных статей, что туризм их кормит. Реально ситуация такова, что отдыхать и сейчас в Хургаде и Шарм-эль-Шейхе безопасно. Естественно, туроператоры какое-то время дальние экскурсии проводить не будут, тем более в Каир, пока ситуация полностью не стабилизируется», – резюмирует Рыбаков.