Газпром готов поставлять в Великобританию до 40 млрд кубометров газа в год, заявил в среду телеканалу «Россия 24» председатель совета директоров компании Виктор Зубков.
Великобритания хочет диверсифицировать источники поставок газа. Поставки СПГ из Катара падают, в стране сворачивается угольная генерация, появляется дополнительный спрос на газ
«Мы готовы полностью обеспечить Европу газом. Мы готовы подавать и в Англию. Англия становится большим потребителем газа, 40 млрд с лишним могут потреблять. Кто может дать стабильно и полноценно поставки эти? Россия может давать такие объемы газа в Великобританию», – заявил Зубков.
Тем не менее, по его словам, сама Западная Европа должна определиться, нужен ли ей российский газ, «а не лазить по столам». Очевидно, имеются в виду обыски в европейских филиалах Газпрома в связи с антимонопольным расследованием, инициированным ЕК.
Каким образом импортировать 40 млрд кубов газа, Зубков не сказал. Между тем пока доля Великобритании в поставках компании составляет около 6%: в 2012 году Газпром экспортировал в Великобританию только 8,6 млрд кубометров газа.
Если бы Газпрому удалось заполучить весь импорт газа в Великобританию, этот рынок стал для него самым крупным. Для сравнения: в 2011 году крупнейшим рынком сбыта для российской монополии оставалась Украина (40 млрд кубометров). Далее шла Германия, куда Газпром поставил 34 млрд кубов, и Турция – 26 млрд кубов.
Впрочем, Туманный Альбион вряд ли отдаст весь рынок Газпрому, однако может согласиться на увеличение поставок газа из России в связи с желанием диверсифицировать импортные поставки, считают эксперты.
Норвегия и Катар
В 2012 году Великобритания импортировала около 49 млрд кубометров газа, из них почти половина – около 27 млрд кубов – поступила по трубопроводам из Норвегии, а 13 млрд кубов – через терминалы СПГ, в основном из Катара.
От норвежских месторождений в Великобританию протянуты трубопроводы Vesterled и Langeled (до «Северного потока» это был крупнейший трубопровод), суммарная мощность которых составляет 37 млрд кубометров в год. Плюс в Британии функционируют четыре терминала по приему СПГ почти такой же мощностью – 38 млрд кубометров в год.
Норвегия тоже стремится увеличивать свои поставки на Альбион. В частности, британская Centrica заключила контракты с норвежской Statoil на поставку 50 млрд кубометров газа в течение 10 лет с 2015 года. Между тем Катар сокращает импорт в Великобританию. Centrica подписала соглашение с катарской Qatargas на поставку лишь 9,9 млрд кубометров газа в сжиженном виде в течение трех лет. Как говорит газовый аналитик ИФД «Капиталъ» Виталий Крюков, Катар перенаправляет часть СПГ в Азию, где может продавать дороже, чем Великобритании.
Соревнование России и США
Теперь за дополнительную долю английского рынка борются Россия и США. Некоторые успехи у Москвы уже имеются. Осенью британская компания Centrica заключила с «дочкой» Газпрома – Gazprom Marketing & Trading – соглашение на поставку 2,4 млрд кубометров газа в течение трех лет начиная с 2014 года. Однако этого мало для удовлетворения амбиций Газпрома.
Поэтому компания уговаривает Великобританию присоединиться к «Северному потоку». В конце ноября прошлого года британские СМИ сообщали, что Газпром и BP ведут переговоры о строительстве новой ветки газопровода. Причем соглашение об этом может быть заключено уже в середине 2013 года. Доля в «Северном потоке» обойдется британской компании в 300 млн долларов, а строительство дополнительных 600 миль (чуть менее тысячи километров) трубопровода займет два года. Поэтому поставки газа по «Северному потоку» в Великобританию могут начаться к 2016 году.
В начале этого года глава Газпрома Алексей Миллер подтвердил, что компания ВР заинтересована в отдельной нитке «Северного потока» в Великобританию. «ВР проявляет интерес к строительству одной из ниток в направлении к Великобритании», – сказал он, добавив, что «это достаточно интересный проект». Мощность этой трубы может составить до 27 млрд кубометров газа в год.
Тем временем Газпром рискует столкнуться лбом с США, которые хотят импортировать в страну сланцевый газ. Так, позавчера Centrica заключила 20-летнее соглашение с американской Cheniere Energy Partners о поставке сжиженного сланцевого газа из США в Соединенное Королевство. Это первое долгосрочное соглашение о закупках Великобританией СПГ в Америке.
Первый американский сланцевый газ по данному соглашению поступит из Луизианы в 2018 году. По данным местных СМИ, Centrica будет ежегодно покупать 2,5 млрд кубических футов (70,8 млн кубометров) сжиженного сланцевого газа. Но это капля в море, если учесть, что сейчас Британия импортирует 40 млрд кубов.
В свою очередь другая британская компания – BP – также договорилась об импорте СПГ из США. В прошлом месяце она подписала 20-летнее соглашение о закупке топлива с американской Freeport LNG. Ежегодный объем поставок составит 4,4 млн тонн в год. Однако куда ВР будет поставлять купленный в США газ, не уточнялось.
Каковы шансы
Газпром владеет всего лишь 10% в трубопроводе UK Connector, максимальная мощность которого составляет около 25 млрд кубометров, соответственно, такие же объемы, как Норвегия и Катар, он поставлять сейчас не может, говорит газете ВЗГЛЯД аналитик УК «Альфа-Капитал» Дмитрий Чернядьев.
«Поэтому заявление Виктора Зубкова, скорее всего, учитывает потенциальное продление ветки «Северного потока» до Великобритании. И даже с учетом этой возможности объем экспорта в Великобританию в объеме около 40 млрд кубометров выглядит как слишком фантастическая цифра для российского газового гиганта, учитывая конкуренцию со стороны Норвегии и производителей СПГ», – считает Чернядьев.
#{smallinfographicright=266262}Однако США серьезно конкурировать с Газпромом на британском рынке не смогут, они собираются поставлять очень небольшие объемы сжиженного сланцевого газа, указывает Виталий Крюков.
Не факт, что США вообще удастся стать крупным игроком на мировом экспортном рынке сжиженного газа. Пока разрешение на экспорт СПГ из США получила только Cheniere Energy Partners, а заявки других компаний одобрены не были. «Идея разрешения экспорта газа встречает сопротивление со стороны внутренних американских потребителей газа, прежде всего нефтехимических компаний», – объясняет Чернядьев.
Крупные американские промышленные компании опасаются, что расширение экспорта сжиженного природного газа из США может ударить по экономике страны, пишет в среду Financial Times. По оценке компании Dow Chemical, американская экономика может получить около 100 млрд долларов новых инвестиций в промышленность из-за наличия преимущества в виде дешевого сланцевого газа на внутреннем рынке. Эти инвестиции, особенно со стороны иностранных компаний, подвергнутся риску, если правительство США предоставит неограниченные возможности для экспорта, считают они.
«Великобритания хочет диверсифицировать источники поставок газа. С учетом того, что поставки СПГ из Катара падают, в стране сворачивается угольная генерация, появляется дополнительный спрос на газ. И у Газпрома имеются большие шансы существенно увеличить импорт газа в страну, если построить ответвление от «Северного потока» в Великобританию», – считает Виталий Крюков из ИФД «Капиталъ».
«Но главным фактором в борьбе Газпрома с другими поставщиками газа в Великобританию станут условия ценообразования на поставляемый газ», – считает Чернядьев. Великобритания будет выбирать поставщиков с более выгодными и гибкими условиями поставок.
Газовая зависимость
За последние два десятка лет Великобритания из крупного экспортера газа превратилась в нетто-импортера.
Ежегодные потребности Великобритании составляют около 95 млрд кубометров газа. При этом добыча газа после пика в конце 1990-х годов падает быстрыми темпами. Так, по данным Российского энергетического агентства, с 2000-го по 2011 год добыча сократилась в два раза: со 115,4 млрд кубометров до 47,6 млрд кубов. Основная часть добычи осуществляется на юге Северного моря, однако месторождения оскудели.
Вместе с падением добычи растет импорт, который за тот же период вырос с 2,4 млрд кубов до 53,4 млрд кубометров.
При этом спрос на газ в Британии продолжает расти. Между 2015 и 2018 годами Великобритания столкнется с опасностью нехватки электроэнергии, так как эксплуатация старых АЭС завершается, а строительство нового поколения атомных электростанций затягивается, при этом надежды на возобновляемые источники энергии пока не оправдываются.
«Компенсировать сокращение атомной энергетики придется за счет расширения использования природного газа. Это, в свою очередь, означает значительное увеличение импорта, так как собственные британские газовые месторождения Северного моря быстро истощаются», – говорится в докладе службы Ofgem при правительстве Великобритании, осуществляющей надзор за внутренним рынком электроэнергии и природного газа (опубликован в феврале 2013 года).