Федеральное агентство гражданской авиации (FAA) сообщило, что оно временно приостанавливает эксплуатацию всех лайнеров Boeing 787 Dreamliner, сообщает Reuters.
Если они не предпримут немедленных действий, это отразится на массовом восприятии самолета
Запрет на использование лайнеров продлится до тех пор, пока компании, в чьем распоряжении находятся самолеты, не докажут безопасность литиево-ионных батарей. Для США такое решение авиационных властей можно назвать крайней мерой, к которой они обращаются чрезвычайно редко. Аналитики говорят, что последний раз подобное было в 1979 году, когда было запрещено летать самолетам McDonnell Douglas DC-10 после крушения в Чикаго. Правда, запрет затронет лишь компанию United Airlines, в авиапарке которой имеется шесть самолетов Dreamliner, поскольку она единственная, кто эксплуатирует лайнер в США на данный момент.
За США последовали и другие страны. Представитель Европейского агентства по авиационной безопасности заявил, что Европа примет такие же меры по отношению к Boeing 787 Dreamliner, как и США. На данный момент в Европе эксплуатирует лайнер только польская LOT Airlines.
Япония же стала первой страной, где было принято решение временно прекратить полеты лайнера, так как именно в этой стране произошел инцидент, вызвавший всеобщее беспокойство. В среду Boeing 787 совершил экстренную посадку в японском аэропорту Такамацу из-за задымления в салоне.
Еще раньше с Boeing 787 также произошел неприятный случай. В воскресенье в аэропорту Нарита была обнаружена утечка топлива. Задержки и отмены рейсов из-за утечек масла и топлива, возгораний аккумуляторных батарей и неполадок в тормозной системе преследуют лайнеры этого типа весь январь, передает РИА «Новости».
Заместитель министра транспорта Японии Хироси Кадзияма заявил, что приостановка эксплуатации продлится неопределенный период. Также о запрете на полеты объявили авиационные власти Индии. Там заявили, что не в курсе, когда запрет прекратит свое действие. Самолету Boeing Dreamliner также временно запрещено летать в Чили, где местный перевозчик LAN Airlines сообщил, что последует рекомендациям Федерального агентства гражданской авиации США.
На данный момент Boeing 787 Dreamliner эксплуатируется восемью авиакомпаниями: японскими All Nippon Airways и Japan Airlines, которые владеют 24 из 50 выпущенных самолетов в мире, индийской Air India, эфиопской Ethiopian Airlines, чилийской LAN Airlines, польской LOT, катарской Qatar Airways и United Airlines из США.
Компания Boeing заверяет, что она уверена в безопасности 787-го. «Компания Boeing заинтересована в поддержке FAA и нахождении ответов на вопросы как можно скорее. Компания работает круглосуточно со своими клиентами и различными регулирующими и следственными организациями», – заявил глава Boeing Джим Макнерни.
Пассажиры рейса United Airlines из Лос-Анджелеса, вылетевшие незадолго до того, как запрет FAA вступил в силу, сообщили о том, что инцидентов не было. «Я пролетаю свыше ста тысяч миль в год, – сказал Бретт Бодро, агент по продажам, – и это был один из самых спокойных перелетов, которые я когда-либо совершал. Я надеюсь, они решат проблему».
Но эксперты говорят, что компания может столкнуться с серьезными трудностями из-за Boeing 787 Dreamliner. «Я думаю, мы уже близки к тому поворотному моменту, который нужно рассматривать как серьезный кризис. Если они не предпримут немедленных действий, это отразится на массовом восприятии самолета», – сказал старший аналитик Teal Group Ричард Абулафия.
Пока Boeing несет потери. Акции компании упали на 3,8%. Акции GS Yuasa, компании, производящей батареи для Dreamliner, рухнули на торгах в четверг на 4,7%. Всего падение ее бумаг составило 18% с 7 января, когда одна из батарей взорвалась в лайнере в Бостоне. Ричард Абулафия говорит, что для Boeing вся эта история может обойтись гораздо дороже, чем пока можно предположить.
Стоимость Boeing 787 Dreamliner составляет 207 млн долларов, это новый широкофюзеляжный двухмоторный пассажирский самолет, способный перевозить 250–330 пассажиров на расстояние до 16,299 тысячи километров. В ходе разработки лайнера инженеры и менеджеры столкнулись с множеством технологических проблем, в результате которых бюджет и сроки запуска самолета были значительно превышены.
Первыми заказчиками воздушного судна были японские авиакомпании. В июле 2012 года японская авиакомпания ANA приостановила эксплуатацию пяти из 55 заказанных ранее Boeing 787 из-за угрозы коррозии двигателя. Судя по всему, сейчас основная проблема лайнера заключается именно в батареях. Но как раз батареи и являются принципиально важными в этом самолете.
Главное новшество Dreamliner в том, что самолет позволяет экономить топливо, будучи способным преодолевать большие расстояния. Dreamliner использует электричество для работы систем так широко, как никакой лайнер Boeing до него, отмечает профессор университета в Дейтоне Рауль Ордонез, инженер, который наблюдал за разработкой лайнера. Для этого нужны мощные батареи. Так что 787-й является уникальным самолетом, так как использует литиево-ионные батареи, сообщает CNN. Они содержат больше энергии и имеют увеличенное время работы по сравнению со стандартными никель-кадмиевыми батареями, используемыми в самолетах. «Вероятность появления проблем у таких батарей немного выше», – говорит Ордонез.