В сентябре Lada Granta купили 14 050 человек, она стала самой продаваемой моделью в России. Еще 1374 Lada Granta АвтоВАЗ отправил на экспорт. По сравнению с августом продажи Lada Granta на российском рынке выросли на 12,3%.#{image=657846}Серийное производство Lada Granta стартовало в конце ноября 2011 года, а продажи – в декабре того же года. АвтоВАЗ изначально планировал, что самые высокие продажи будут принадлежать Lada Granta. Однако шел он к этому довольно долго. Выйти на такие месячные объемы продаж завод мог бы и раньше. Для сравнения: Solaris, продажи которого стартовали в России в феврале 2011 года, уже в апреле этого же года стал самой популярной иномаркой.
В этом году лидерство на рынке делили попеременно Lada Kalina и Lada Priora. В январе Lada Granta даже не вошла в двадцатку самых продаваемых моделей в России в рейтинге AEB, ее купили всего около 2000 человек. Однако с каждым месяцем новая модель набирала обороты.
Уже в феврале было продано 5618 Lada Granta, модель поднялась на 13-е место. В апреле она прыгнула уже на седьмую строчку в рейтинге. Однако впереди по-прежнему были Lada Kalina и Priora, а также бюджетные иномарки Hyundai Solaris, Ford Focus, Renault Logan и Kia Rio New.
Наконец, в мае было продано уже более 9700 штук, что позволило Granta переместиться сразу на пятое место в рейтинге самых продаваемых моделей. В первые два летних месяца продажи сохранялись на этом же уровне, однако в августе удалось продать более 12 тыс. И вот, наконец, в сентябре Lada Granta удалось выйти на продажи в 14 тыс. штук.
Раньше выйти на такие продажи Granta помешал дефицит предложения. «Lada Granta не стала раньше самой продаваемой моделью в России только потому, что АвтоВАЗ только сейчас вышел на требуемые объемы производства. Раньше спрос намного превышал предложение, возможности завода по объему производства были ограничены. Сейчас увеличили производство, поэтому стали больше продавать», – объясняет газете ВЗГЛЯД эксперт «Автостата» Сергей Удалов.
В частности, АвтоВАЗ сумел начать производство Lada Granta на Ижевском заводе раньше запланированного – в конце июля, а не в августе. До конца года планируется собрать 27 тыс. этих моделей (половина от производственного объема завода в Ижевске).
АвтоВАЗ планировал выпустить 140 тыс. Lada Granta в 2012 году на своих заводах в Тольятти и Ижевске. Если исходить из этих планов, то ежемесячно АвтоВАЗ мог бы продавать по 11–12 тыс. штук. Однако за девять месяцев было продано лишь около 81 тыс. машин из-за ограничения производственных мощностей.
Технически поставить новую модель на еще и новый конвейер – непростая задача, которая отнимает несколько месяцев. Ко всему прочему в самом начале серийного производства случилась неприятная поломка. В январе этого года в ходе тест-драйва Granta в петербургском автосалоне «Интей» у модели отказал контроллер электронной системы управления двигателем. Поставщики устройства с производителем провели расследование.
Был выявлен факт недостаточной герметичности щитка передка в зоне выхода жгута проводов, что и стало причиной поломки. Поэтому завод принял решение использовать дополнительный бандаж на жгуте проводов на всех автомобилях Granta. Но к моменту обнаружения этой проблемы часть машин уже была отгружена дилерам, их пришлось отозвать из продажи. В итоге АвтоВАЗ в феврале сокращает запланированный выпуск Lada Granta вдвое – до 7,5 тыс. На самом предприятии это связывают с решением ввести двойной контроль качества нового автомобиля из-за проблем с качеством и поставщиками комплектующих.
По мере дальнейшего увеличения объемов производства продажи Granta продолжат расти, считает Удалов, однако увеличение продаж модели в два раза не прогнозирует.
«Одна модель не может в таких больших объемах продаваться. Чтобы наращивать общие продажи, АвтоВАЗу надо расширять модельный ряд. Чем больше будет разных моделей, причем сделанных на одной платформе, тем больше будут продажи предприятия в целом и меньше затраты», – говорит эксперт. То есть Granta может принять 15–16 тыс. в месяц в общие объемы продаж АвтоВАЗа, но вряд ли 30 тыс.
К тому же АвтоВАЗ столкнулся с вполне ожидаемой конкуренцией внутри модельного ряда. «Падают объемы продаж Lada Kalina, который заменил седан Lada Granta. Скоро появится Granta с кузовом универсал, которая также перетянет на себя часть продаж универсала Kalina. Однако АвтоВАЗ ожидал такой замены», – указывает Сергей Удалов.
Выход в сентябре на высокие продажи Lada Granta позволил АвтоВАЗу в целом достичь и приличных общих продаж в 51 тыс. штук.
В прошлом году завод в среднем каждый месяц продавал по 50 тыс. Но, к примеру, в январе АвтоВАЗ продал лишь 30 тыс. моделей Lada. В этом году общие продажи завода показывали отрицательную динамику к 2011 году, причем на фоне роста автомобильного легкового рынка в целом. Российский рынок за девять месяцев вырос на 14%, а продажи АвтоВАЗа упали почти на 10%. В итоге слабые продажи Lada Granta на фоне завершения программы утилизации и закрытия производства «классических» моделей привели к тому, что валовая прибыль в компании снизилась на 12,1% до 9,4 млрд рублей (за первое полугодие). В этот период продажи модели просто не достигли плановых показателей.