В Архангельске уже во второй раз на Международном арктическом форуме собрались ученые, эксперты и бизнесмены для обсуждения будущего Крайнего Севера. Форум посетили не только вице-премьер Игорь Сечин, руководство Роснефти и Газпрома, но и премьер Владимир Путин.
Наш город – это замкнутый цикл, все будет сделано, как на космическом корабле
По словам последнего, достижения технического прогресса открывают человеку доступ в новые, еще не освоенные районы Крайнего Севера. «По сути, Россия реально приступает к разработке Арктического шельфа», – заверил премьер.
Чтобы облегчить работу российским нефтяникам и жизнь рабочим на буровых, российские ученые придумали проект чудо-города под названием «Умка», в котором можно с комфортом работать и жить в условиях Крайнего Севера. Этот проект был представлен на Арктическом форуме.
Что представляет из себя чудо-город и кто заинтересовался этим проектом российских ученых, в интервью газете ВЗГЛЯД рассказал заслуженный архитектор России и один из разработчиков города «Умка» Валерий Ржевский.
ВЗГЛЯД: Каково практическое применение города под названием «Умка»?
Валерий Ржевский, заслуженный архитектор России |
Валерий Ржевский: Этот город создан специально для жизни ученых и полярников в сложных климатических условиях Арктики, и самое главное – для нефтяников, которые будут добывать там полезные ископаемые. Такой город будет иметь также стратегическое значение – как форпост России на севере. Он может серьезно пригодиться пограничным войскам, МЧС и силовым структурам страны.
ВЗГЛЯД: Первый проект планируется разместить на острове Котельный в архипелаге Новосибирских островов. Уже есть инвесторы, которые готовы вложить деньги и создать этот город там?
В. Р.: Это новый проект. Мы его закончили как раз к форуму и показали сегодня первый раз. Поэтому говорить об инвесторах пока рано. Но теперь начинается его жизнь. Сейчас надо осознать значимость этого уникального проекта. Ведь это единственный в мире проект города с искусственным климатом и с полностью замкнутым циклом жизнеобеспечения, как на космическом корабле. Мы применяли при его разработке как раз авиакосмические технологии. Это новое слово не только в архитектуре, это новое слово в социальной среде обитания человека.
ВЗГЛЯД: Кроме лабораторий для ученых и жилых помещений в таком городе планируется строить также аквапарк, луна-парк, гостиницы, храм. Это зачем? Или это можно заказать опционно, если инвестор захочет?
#{interviewsociety}В. Р.: Задание, конечно, подвергается изменениям. Мы просто хотим создать в городе необходимые вещи для жизни человека. Это и школы, и детский сад, и рекреационная зона, и спортивный комплекс. Мы хотим сделать там луна-парк, аквапарк, банный комплекс, киноконцертный зал. Потому что люди, которые там живут, не должны ощущать замкнутого пространства, они не должны ощущать, что живут в космическом корабле в агрессивной арктической среде.
ВЗГЛЯД: По желанию внутри города можно сделать что угодно?
В. Р.: Да. За основу для своей идеи мы брали Международную космическую станцию (МКС). Создается основной стержень, на который можно поставить любой модуль. Это может быть как научно-исследовательский блок, так и госпиталь, любой блок другого назначения. Мы можем менять площадь города, площадь и назначение самих блоков, из которых состоит «Умка». Здесь работает принцип взаимозаменяемости, как на МКС. Да и среда очень похожа.
ВЗГЛЯД: Ресурс самого города не ограничен?
В. Р.: Его ресурс как минимум 50–70 лет, то есть до тех пор, пока стоит металл, как у любого космического корабля или самолета. Ну и потом у нас очень быстро развиваются технологии конструкций, материалов. Через 50 лет мы еще дальше шагнем в науке, в том числе изменятся энергетические источники.
ВЗГЛЯД: Стоимость строительства города «Умка» подсчитывали?
В. Р.: По нашим оценкам, потребуется 150–250 млрд рублей. Но это только строительно-монтажные расчеты. Мы рассчитывали стоимость строительства города на 5 тыс. человек, который представляет собой соединение модулей общей длиной 1,5 км и шириной 800 метров. При такой площади можно создать комфортные условия для 5 тыс. жителей, а так город может быть уменьшен или увеличен в зависимости от количества жителей.
ВЗГЛЯД: Где жители города будут брать еду и электроэнергию?
В. Р.: На этапе строительства мы будет использовать энергию от двух блоков плавающих АЭС. Потом хотим создать мощный энергоблок, который бы работал на постоянной основе уже на тех углеводородах, которые будут добываться в этом районе существования города. За счет этого существенно уменьшатся накладные расходы.
Для обеспечения жителей едой сделаем базу по воспроизведению продуктов питания. Город будет сам себя обеспечивать основными продуктами. В «Умке» будут свои хлебозавод, хлебопекарня, птицефабрика, рыбная фабрика, теплицы для выращивания овощей.
Проект не предусматривает никаких сбросов. В городе будет два мусороперерабатывающих завода, которые весь мусор будут превращать в пепел. Техническая вода будет проходить через фильтры и опять становиться водой и использоваться. Наш город – это замкнутый цикл, все будет сделано, как на космическом корабле.
ВЗГЛЯД: Какова окупаемость такого города?
В. Р.: Окупаемость зависит от проекта освоения полезных ископаемых в Арктическом регионе. С помощью такого города можно получить возможность обслуживать все буровые в ближайшем окружении в сложных климатических условиях. Мы как бы циркулем захватываем большие территории. Этот проект может существовать на любой твердой поверхности, даже на Луне.
ВЗГЛЯД: Сегодня на Арктическом форуме вы первый раз показали широкой публике свой проект. Им уже заинтересовался кто-то из потенциальных инвесторов?
В. Р.: Я обратил внимание, что больше всего интерес проявили иностранцы: канадцы, французы и американцы. Это меня поразило.
ВЗГЛЯД: Иностранцы из нефтяных компаний?
В. Р.: Пока не успел рассмотреть визитки, которые они оставили. Но в целом этот проект, конечно, должен быть интересен именно крупным нефтяным компаниям, типа Газпрома.
ВЗГЛЯД: А сами вы еще не обращались с предложениями к Газпрому или Роснефти, например?
В. Р.: Пока нет, ведь проект только к Арктическому форуму доделали. По его окончании можно будет решать, к кому обращаться.
ВЗГЛЯД: А если интереса со стороны российских компаний не будет, тогда за рубеж повезете «Умку»?
В. Р.: Может быть. Ведь этот проект, как МКС, международный. Он может быть реализован любой страной, которая бы хотела иметь влияние в Арктическом регионе. Вы же знаете, сколько стран предъявляют интерес к Арктике, в том числе и Китай.
ВЗГЛЯД: Сколько времени ушло на разработку этого проекта?
В. Р.: Мы готовили его год. Но у нас это уже третий вариант.