Минэкономразвития подписало с компанией Mazda соглашение о производстве автомобилей в режиме промсборки, сообщил директор департамента особых экономических зон и проектного финансирования министерства Дмитрий Левченков. Он отметил, что речь идет о соглашении в рамках так называемого старого режима промсборки.
В условиях снижения реальных доходов населения реализовать 300 тыс. машин в год будет очень сложно
По словам Дмитрия Левченкова, компания намерена реализовать в Приморском крае проект по производству с объемом мощности 25–50 тыс. автомобилей в год. Соглашение было подписано 21 июня. Предполагаемый объем инвестиций составит 80 млн долларов, передает «Интерфакс».
Речь идет о предприятии полного цикла с локализацией по компонентам в 30%, уточнил Дмитрий Левченков. Компания планирует выпускать модель Mazda-6, а также новую модель, которая еще появится на рынке. Mazda пока не рассматривает возможность сборки двигателей на территории РФ.
Минэкономразвития подписало соглашение в рамках старого режима промсборки с еще одним иностранным производителем – компанией Fiat. Об этом сообщила глава ведомства Эльвира Набиуллина. Соглашение также было подписано 21 июня.
Объем производства Fiat на площадке в Нижнем Новгороде составит 120 тыс. автомобилей в год. При этом у компании повышенные показатели по уровню локализации, и необходимо построить завод по производству двигателей. Fiat может выпускать до восьми моделей.
Идею ввести новый режим промсборки на более жестких условиях Минпромторг озвучил еще в прошлом году. Режим промсборки предусматривает льготные пошлины на ввоз комплектующих для сборки автомобилей на восемь лет.
По старому соглашению, автоконцерны взамен на эти льготы должны были создать в России сборочные заводы мощностью не менее 25 тыс. автомобилей в год и в течение нескольких лет сократить список импортируемых автокомпонентов на 30% за счет их локализации в России. Подписать такое соглашение сроком на восемь лет концерны могли в 2005–2007 годах, после окошко закрыли.
В начале этого года правительство утвердило изменения в правилах промсборки, предложив продлить действие соглашений до 2020 года. Для этого компании, подписавшие дополнительные соглашения, должны были построить новые или реконструировать имеющиеся мощности объемом не менее 300 тыс. автомобилей в год, создать в России производство двигателей или коробок передач, а также организовать конструкторские бюро. Кроме того, они должны довести уровень локализации производства до 60% от добавленной стоимости автомобиля.
По мнению заместителя генерального директора по инвестиционному анализу ИК «Церих Кэпитал Менеджмент» Андрея Верникова, именно эти условия заставили Mazda и Fiat отказаться от подписания соглашения, предусматривающего новый режим промсборки.
«В прошлом году в России было реализовано 1,9 млн автомобилей, в этом году, по нашим прогнозам, рост продаж составит 10–15%. В условиях снижения реальных доходов населения на взрывной рост продаж рассчитывать нельзя, поэтому реализовать 300 тыс. машин в год будет очень сложно», – говорит эксперт.
Чтобы реализовать 300 тыс. машин в год, нужно иметь соответствующую линейку автомобилей, включая «народные машины», такие Renault Logan, отметил Андрей Верников. У Mazda, например, такой широкой линейки нет, поэтому неудача с дизайном новой Mazda 3 вывела эту компанию за пределы списка лидеров по продажам в России.
У Fiat причина отказа от нового режима промсборки скорее финансовая – после покупки контрольного пакета Crysler лишних денег у компании нет, объясняет аналитик «Инвесткафе» Тимур Вильданов. А Mazda не решилась подписывать соглашение из-за низкого спроса на автомобили этой марки – он составляет десятую часть от требуемого для новых условий промсборки.
Впрочем, автопроизводители все же проявляют интерес к соглашению на новых условиях промсборки. В начале июня Минэкономразвития подписало четыре соглашения с автопроизводителями в рамках нового режима промсборки на общую сумму ожидаемых инвестиций свыше 5 млрд долларов. Соглашения были заключены с консорциумом Sollers – Ford (заявленный объем инвестиций 1,2 млрд долларов), с Volkswagen (объем инвестиций 900 млн долларов), General Motors (1 млрд долларов) и консорциумом «АвтоВАЗ» – Renault – Nissan – «ИжАвто» – «КамАЗ» – Mercedes с инвестициями до 2 млрд долларов.
Кстати, режим промсборки автомобилей стал камнем преткновения на пути вступления России в ВТО. У ЕС есть претензии по объему и периоду льгот, которые предоставляются инвесторам, работающим в режиме промышленной сборки. По словам чиновника, они не соответствуют требованиям ВТО.
Однако пока Москва не собирается отказываться от льгот по новым соглашениям. Премьер Владимир Путин поручил не выполнять требования ВТО в ущерб национальным интересам до вступления в организацию.