Через двое суток после землетрясения в Японии, унесшего жизни по меньшей мере тысячи человек и оставившего сотни тысяч без крова над головой, эксперты во всем мире начали оценивать экономический ущерб от удара стихии, парализовавшего третью по объему экономику планеты.
Ведущие компании задумались о переносе представительств к западу от Токио
По предварительным данным, прямой ущерб инфраструктуре страны оценивается в 100 млрд долларов. По оценке лондонской банковской группы Lloyds, в глобальных масштабах объем страховых исков на фоне японского землетрясения может составить до 51 млрд долларов.
Центральный банк Японии в выходные предоставил дополнительно 55 млрд иен (671 млн долларов) 13 финансовым учреждениям, в наибольшей степени затронутым землетрясением в северо-восточном регионе страны, чтобы помочь им справиться с изъятиями вкладов. Эти потери усугубляются еще и тем, что страна до сих пор не вышла из затяжного кризиса и имеет огромный внешний долг, вдвое превышающий ВВП страны до землетрясения.
Основной удар стихии пришелся на районы, считающиеся сельскохозяйственными, которые, тем не менее, производят порядка 8% ВВП страны. Несмотря на то, что главные центры промышленности практически не пострадали, крупнейшие компании были вынуждены прервать свою работу и задуматься о переносе своих представительств к западу от Токио.
#{image=495181}В первую очередь это касается японской автомобильной промышленности. Работу остановили заводы ведущих японских автомобильных концернов Toyota, Honda, Nissan и Subaru. После землетрясения на двух заводах Nissan вспыхнули пожары. Также прекратил работу завод по производству грузовиков Volvo. Другие крупные промышленные концерны, такие как Nippon Steel, Sony, Fuji и Mitsubishi Electric, также остановили производство.
Эксперты предупреждают, что последствия остановки работы ведущих автомобильных концернов почувствуют не только в Японии, но и во всем мире, прежде всего, в США. По словам представителей японских компаний, на фоне растущего спроса на небольшие, экономичные машины продажи и производство автомобилей в США в ближайшие недели может существенно сократиться из-за недопоставок важных комплектующих и готовых автомашин из Японии, передает Reuters.
Еще одним последствием землетрясения станет подорожание и задержки в поставках электронной продукции. В Японии сосредоточена пятая часть мировой индустрии полупроводников, и в зоне землетрясения находилось значительное количество заводов по производству чипов и флеш-памяти.
Ситуация осложняется еще и тем, что крупнейшие порты на востоке страны заняты под прием спасательных и военных судов, помогающих ликвидировать последствия стихийного бедствия, и временно не принимают экспортные грузы.
Выход из строя японских атомных реакторов может привести к дополнительному росту цен на нефть и газ. Также можно ожидать роста цен на рыбу и морепродукты, добычей которых славился пострадавший район Японии.
Потрясший Японию природный катаклизм способен продлить период спада в экономике страны, считает замглавы управления экономических исследований банка Daiwa Capital Markets Крис Сциклуна. «Мы ожидали, что японская экономика в первом квартале вырастет на 0,3% после сокращения, которое она испытала за последние три месяца минувшего года, – отметил он. – Вероятно, что из-за катастрофы Япония переживет техническую рецессию».
Борьбу за перераспределение инвестиций и грузопотоков запад и восток страны ведут много десятилетий. Восточные регионы представлены в основном столицей Токио, на пятки которому постоянно наступает область Кинки, представленная такими городами, как Осака, Кобе и Киото, имеющая вторую по значимости после столичного региона долю в ВВП страны.
Наиболее ярким выражением этого противостояния стало открытие в сентябре 1994 года международного аэропорта Кансай близ города Осака. Воздушная гавань, строительство которой продолжалось почти 30 лет, стала первым в мире аэропортом, построенным вне суши – прямо на водной глади у побережья префектуры. Несмотря на многочисленные технические трудности, главной цели строительства – переманить часть грузо- и пассажиропотоков с токийского аэропорта Нарита – властям достичь удалось. Ныне Кансай является хабом сразу для трех крупнейших японских авиакомпаний: All Nippon Airways, Japan Airlines, Nippon Cargo Airlines.
Однако теперь, подчеркивают эксперты, властям региона не понадобится решать задачи на грани инженерных возможностей. Природная стихия может закрепить экономическое лидерство находящегося в тихой бухте региона, чья инфраструктура, в отличие от столичного мегаполиса, практически не пострадала от землетрясения и цунами.