АвтоВАЗ начал ходовые испытания своего первого электромобиля ElLada. Электрокар преодолел без проблем первые 230 км от Ставрополя до Кисловодска.
#{image=571701}Пока создано всего два таких автомобиля, о серийном выпуске речи не идет, поскольку все упирается в создание инфраструктуры для подзарядки аккумуляторов, которой в России пока нет. Поэтому серийное производство может и не начаться, если не будет решен ряд проблем.
О том, почему АвтоВАЗ решился на столь амбициозный проект при существовании ряда инфраструктурных проблем, без решения которых дальнейшая судьба электромобиля может оказаться под вопросом, газете ВЗГЛЯД рассказал начальник отдела автомобилей с альтернативными энергоустановками АвтоВАЗа Сергей Ивлев.
ВЗГЛЯД: Почему АвтоВАЗ решился на этот проект? Ведь есть же определенные проблемы с инфраструктурой – нет даже подзарядных станций?
Сергей Ивлев: АвтоВАЗ постоянно ведет ряд перспективных проектов, и ElLada – один из них. Даже если сегодня есть проблемы с инфраструктурой, необходимо проводить исследовательские работы. Иначе, когда инфраструктура появится, можно оказаться в невыгодном положении, не имея за душой вообще никаких разработок. Тема электромобилей видится перспективной, поэтому имеет смысл строить и тестировать опытные электромобили.
ВЗГЛЯД: А вообще, нужны ли станции, если можно подзарядить машину и с помощью обычной розетки?
С. И.: Станции нужны, во-первых, для того чтобы увеличить дневной пробег автомобиля. Ведь, чтобы проехать 100–120 км, необходимо держать на подзарядке автомобиль всю ночь. Во-вторых, для расширения круга потребителей, потому что далеко не у каждого есть возможность своевременной подзарядки автомобиля от собственной бытовой сети. Иными словами, не у каждого есть гараж или постоянное место парковки, к которому можно подвести сеть.
От бытовой сети автомобиль заряжается за восемь часов, а на специальной зарядной станции подзарядка происходит за 30–40 минут. В мире есть зарядные станции, где на 80% емкость может зарядиться минут за 15. Правда, ресурс батареи сокращается, но это не столь важно. Ведь батарея рассчитана на 3000 циклов заряд-разряда, что эквивалентно 500 тысячам километров пробега, а такие пробеги на легковых автомобилях в России достигаются довольно редко.
ВЗГЛЯД: Чем отличается ElLada от зарубежных электромобилей?
С. И.: По своим техническим характеристикам: динамике, запасу хода на одной зарядке – ElLada стоит на уровне иностранных аналогов. Конкурентным преимуществом автомобиля будет цена. Поставлена цель сделать расчетную цену серийного электромобиля Lada существенно ниже, чем у иностранных аналогов. Пока трудно сказать, какая будет цена точно, поскольку серийный выпуск таких автомобилей – это дело далекой перспективы, что обусловлено отсутствием необходимой инфраструктуры. Поэтому о конкретных цифрах пока говорить не приходится.
ВЗГЛЯД: Предполагается ли двух или трехтопливная система, как у Ё-мобиля?
С. И.: ElLada – это классический «чистый» электромобиль. Однако АвтоВАЗ не оставляет работы над гибридами (двигатель внутреннего сгорания плюс электромотор) и двухтопливными версиями (метан плюс бензин). Наиболее близко к серийному производству стоят двухтопливные варианты. В России почти треть мировых разведанных запасов метана, и нам видится логичным развитие именно этого альтернативного топлива.
ВЗГЛЯД: При каких погодных условиях машина может эксплуатироваться?
С. И.: Параметры, заложенные производителями аккумуляторов, позволяют эксплуатировать автомобиль в средней полосе круглогодично. Однако эти данные требуют тщательной проверки, которая и началась с наступлением холодов. Грядущая зима должна стать главным тестом на надежность, поскольку, как известно, зимой эксплуатация электромобилей затрудняется. Аккумуляторы на морозе быстро теряют емкость, возрастают энергозатраты – из-за заснеженной дороги, из-за необходимости отапливать салон. Заодно будет протестирована система отопления, ведь, в отличие от автомобиля с двигателем внутреннего сгорания, в электромобиле нет достаточного количества тепла, необходимо внедрить некий подогреватель.
ВЗГЛЯД: Как проходят испытания электрокара?
С. И.: Производится моделирование всевозможных условий эксплуатации, в том числе моделирование естественного износа автомобиля в течение нескольких лет. Для этой цели используются дороги общего пользования, трасса специального полигона АвтоВАЗа, а также ряд лабораторий АвтоВАЗа. В частности, проведены испытания на электромагнитную совместимость, на акустический комфорт. Проводятся реальные эксплуатационные тесты на городских и загородных маршрутах. В настоящее время электромобиль проходит испытания в Ставропольском крае на горных трассах.