Экономика

Олег Смирнов
доктор медицинских наук, профессор

«Авиастроение доведено до разрухи»

1 ноября 2011, 20:02

Фото: ИТАР-ТАСС

Во вторник президент Медведев заявил о необходимости развития малой авиации.

Десять лет назад я бы порекомендовал переоборудовать современной техникой самолеты Ан-24 и Як-40 к 2012 году

«Малая авиация – тема полностью убитая. Малая авиация деградировала и развалилась, что можно, наверное, было бы еще пережить в центральной части Европы, но абсолютно невозможно пережить в такой стране, как Россия», – сказал Медведев на встрече с активом партии «Единая Россия» в Барнауле, передает «Интерфакс».

Он напомнил, что в стране 28,8 тысячи населенных пунктов, куда можно добраться только по воздуху. «По сути, это означает, что до них добраться невозможно, кроме нерегулярных рейсов на старой технике», – посетовал он.

Восстанавливать малую авиацию президент предлагает как за счет разработки отечественных моделей самолетов, так и посредством закупки импортной техники.

«Хорошо, если мы изобретем что-то новое, поставим на поток», – согласился Медведев. «Но те люди, которые живут в этих почти 30 тысячах населенных пунктах, не могут ждать, пока мы наладим производство», – подчеркнул он. «Лет за десять мы можем проблему полностью закрыть, если сегодня начнем», – считает президент, передает ИТАР-ТАСС.

О том, на что стоит обратить внимание в первую очередь при восстановлении малой авиации в России, газете ВЗГЛЯД рассказал президент фонда «Партнер гражданской авиации», заслуженный пилот СССР Олег Смирнов.

ВЗГЛЯД: Во вторник президент Медведев заявил о необходимости развития малой авиации.  В каком состоянии сейчас находится малая авиация?

Олег Смирнов: Приятно слышать такое заявление от президента. Но оно запоздало на 20 лет. Проблема малой авиации очевидна, особенно для губернаторов и граждан, проживающих в отдаленных поселениях, которые зачастую не имеют никакой транспортной инфраструктуры. Единственным средством связи таких населенных пунктов является малая авиация.

В СССР все небольшие населенные пункты имели свои маленькие аэродромы. Люди могли вылететь в любую точку страны. Было 1300 аэропортов, а сейчас стало всего 300. Причем аэродромы ликвидировали там, где самолет – единственный вид транспорта. Это страшно тем, что с последней лампочкой аэродрома гаснет последняя лампочка этого населенного пункта. По статистике, около трех миллионов людей утекло из тех районов. Это оголение целых регионов. Вопрос стоит ребром, причем не в экономике, а в национальной безопасности.

Там, где хоть как-то живет малая авиация, цены на билеты бешеные. Для примера: в СССР среднестатистический гражданин малого населенного пункта на одну зарплату мог купить четыре билета  в любую точку страны – хоть до Москвы, хоть до Санкт-Петербурга. Сегодня чтобы купить один билет, человеку придется работать полгода, при этом он должен не есть, не пить и не платить ЖКХ. У нас малая авиация превратилась из народного вида транспортна в элитный. Из-за отсутствия доступности билетов нарушается конституционное право граждан на передвижение. Уже сейчас растет поколение граждан, которые ни разу не были в Москве – столице своей родины.

ВЗГЛЯД: Как обстоят дела с техникой?

О.С.: У нас отечественное авиастроение доведено до разрухи. Нет альтернативы старой советской технике. Самолетов нет. Нет замены Ан-2, Ан-24, Як-40.

Самолет Ан-24 – это золотой самолет, он вообще может взлетать с грунтовых аэродромов. Вообще наша малая авиация была предметом гордости в СССР. Аналогичного самолета нет ни в России, ни в мире. Сейчас последние Ан-24 доживают свой срок эксплуатации. Замены им нет. Отечественный авиапром пока не может ничего предложить.

ВЗГЛЯД: Что нужно сделать, чтобы возродить гражданскую авиацию?

О.С.: Десять лет назад я бы порекомендовал переоборудовать современной техникой самолеты Ан-24 и Як-40 к 2012 году. К этому же сроку необходимо было выпустить 500–700 самолетов такого же типа. Но этого ничего сделано не было.

ВЗГЛЯД: За десять лет удастся ли поднять отрасль?  Возможно, у вас есть какие-то предложения?

О.С.: Мы уже давным-давно предлагаем варианты развития. Во-первых, с учетом такого плачевного состояния отрасли необходимо восстановление малой авиации сделать национальным проектом. Бросить туда интеллектуальные и финансовые силы. Главное – установить ответственность. Сегодня получается так, что ни один чиновник не несет ответственности за разруху в отрасли.

Во-вторых, необходимо срочно создать единый полномочный орган регулирования гражданской авиации. Потому что существующая система регулирования гражданской авиации привела Россию к чемпионству по авиакатастрофам, к разрушению авиапрома и нарушению конституционного права граждан на свободу передвижения.

В-третьих, нужно создать независимый орган расследования летных происшествий, как это делается во всем мире. К примеру, в США есть национальный орган безопасности полетов, его руководитель назначается президентом США. Авиакомпании за нарушение правил безопасности несут ответственность – штраф в размере 100 млн долларов. У нас ответственность никто не несет.

Зачем нужно независимое расследование? Не только для того, чтобы установить причину, но и сделать предписания, чтобы больше таких аварий или катастроф не повторялось. Предписания пишутся гражданской авиации, авиапрому, металлургам. Но у нас никто эти предписания не выполняет, потому что некому наказывать. В-четвертых, надо поднимать систему подготовки пилотов. Сейчас получается, что современных самолетов нет, тренажеров тоже нет. Получится так, что отрасль восстановим, а пилотов не будет.

Текст: Полина Спелова

Вам может быть интересно

ВС России за неделю нанесли 25 групповых ударов по украинским объектам энергетики
Темы дня

В западном саммите по Украине немало полезного для России

Так называемая мирная конференция по Украине в Швейцарии изначально задумывалась как политический удар по России. Но ситуация на фронте расставила все по местам: саммит, на котором представитель Москвы присутствовать не будет, в итоге принесет пользу именно России.

Россия нанесла удар в Африке по военному престижу США

Американские военные покидают Нигер, их там заменят россияне. На этой неделе контингенты двух стран пересеклись на авиабазе США в Ниамее. Что стало причиной подобного развития событий, в чем заключается особенность американской авиабазы в Нигере и как подобное соседство россиян и американцев отразится на ситуации в этой африканской стране?

ВСУ начали в панике покидать поселок Архангельское под Авдеевкой

Боррель назвал условие капитуляции Украины

На Украине объяснили исчезновение главы Минобороны Умерова

Новости

У Boeing возникли проблемы из-за ухода западных компаний из России

В числе компаний, которые прекратили работу в России, оказалась RTX, производящая терморегулирующее оборудование для Boeing 787 Dreamliner, из-за этого у Boeing возникли трудности, сообщают СМИ.

В Британии назвали причину молниеносного продвижения российских войск

Вооруженные силы России молниеносно наступают, российские войска невозможно остановить, потому что у Украины не осталось профессиональных военных, заявил британский эксперт Александр Меркурис в эфире YouTube-канала Duran.

В Аргентине опровергли обвинения испанского министра в адрес Милея

Канцелярия президента Аргентины выступила с резким осуждением слов министра транспорта Испании Оскара Пуэнте, заявившего о том, что лидер оппозиции Хавьер Милей якобы находится под воздействием «неких веществ».

ВСУ лишились возможности подвозить боеприпасы в Часов Яр

ВСУ в Часовом Яре лишились возможности свободно подвозить резервные силы и боекомплекты, так как дорога находится под огневым контролем ВС России.

Тушение пожара на заводе Diehl в Берлине пришлось прервать

Поскольку возникла угроза того, что в стоки попадет загрязненная химикатами вода, пришлось прервать тушение пожара на заводе Diehl в Берлине, сообщил представитель пожарной службы Адриан Венцель.

Посол Антонов ответил на заявления Госдепа о кибератаках ГРУ на страны Европы

Посол России в США Анатолий Антонов прокомментировал утверждения Госдепа о том, что российское ГРУ якобы причастно к кибератакам против стран Европы.

Автомобили замглавы Минобороны Иванова переписали на бывшую супругу

Два автомобиля арестованного по делу о взятках замглавы Минобороны Тимура Иванова перешли его экс-супруге Светлане Ивановой в феврале прошлого года, следует из открытых данных.

В МИД заявили о серьезной подготовке НАТО к конфликту с Россией

Учения НАТО Steadfast Defender 2024 демонстрируют серьезную подготовку альянса к возможному противостоянию с Россией, заявила спикер МИД Мария Захарова.

В Германии оскорбились смехом Шольца после отказа дать Киеву Taurus

Смех канцлера Германии Олафа Шольца после отказа передать Киеву дальнобойные ракеты Taurus оскорбляет жителей Украины, выразил мнение на канале N-TV генсекретарь оппозиционной немецкой партии Христианско-демократический союз Германии (ХДС) Карстен Линнеманн.

В Германии нашли могилу воевавшего на Украине командира отряда наемников

На кладбище в Германии обнаружена могила немецкого наемника Штефана Роланда Пури, который командовал подразделением в «иностранном легионе» ВСУ.

Цыгане Закарпатья заблокировали военкомат из-за мобилизации односельчанина

В Закарпатской области произошел конфликт между сотрудниками территориального центра комплектования (военкомата) и местными цыганами.

Захарова назвала слова Борреля о конфликте на Украине «формулой мира»

Официальный представитель МИД России Мария Захарова прокомментировала заявление главы дипломатической службы Евросоюза Жозепа Борреля о том, что без поставок Западом оружия конфликт на Украине завершится «за две недели».
Мнения

Игорь Караулов: Спор «красных» и «белых» отстал от жизни

Российское государство отстаивает традиционные ценности, но это не исключительно ценности «России, которую мы потеряли». Это ценности семьи, Отечества, традиционных религий, но это и ценности труда, справедливости, солидарности. И «красные», и «белые» найдут здесь то, что им дорого.

Игорь Переверзев: Зачем в Средней Азии любезно принимали Кэмерона

Эмиссары приезжают и уезжают. Встречают их в Средней Азии гостеприимно. Потому что в местных обычаях встречать гостеприимно даже врагов. Угрожать эмиссарам в действительности есть чем. Но без России региону не обойтись.

Сергей Худиев: Виктор Орбан провозгласил крах либеральной гегемонии

Любой глобальный проект через какое-то время начинает разваливаться. Оно и к лучшему – глобальной диктатуры нам еще не хватало. Мир суверенных наций, о котором говорит Орбан, определенно не будет раем – но он не будет и прогрессивно-либеральной антиутопией, которая даже на ранних стадиях выглядит довольно жутко.
Вопрос дня

Что известно о новом главкоме ВСУ Александре Сырском?