Международное рейтинговое агентство Fitch Ratings поместило рейтинги Банка Москвы, включая долгосрочный рейтинг дефолта эмитента (РДЭ) на уровне «BBB-», в список на пересмотр с возможным понижением, говорится в сообщении агентства.
Назначение нового градоначальника представляет риск ухудшения отношений между банком и столичными властями
Рейтинговые действия последовали вслед за известием об отставке Юрия Лужкова с должности мэра Москвы. Как полагают аналитики Fitch, назначение нового градоначальника представляет риск ухудшения отношений между банком и столичными властями.
«Это мнение учитывает тесную связь банка с прошлой администрацией города, значительные объемы бизнеса банка с компаниями, тесно связанными с властями города, и, по всей видимости, достаточно конфронтационный характер проведенной в Москве смены власти», – говорится в сообщении.
В то же время долгосрочный РДЭ Банка Москвы остается на текущем уровне «BBB-», отражая текущие ожидания по базовому сценарию Fitch, что город по-прежнему будет готов оказывать поддержку банку, если потребуется.
«Такое мнение учитывает мажоритарную собственность (Москве принадлежит 46,48% в банке напрямую, а еще 17,32% контролируется через Столичную страховую группу) и исторически сложившиеся связи между банком и городом. Помимо этого, во внимание принимается то, что банк занимает ведущие рыночные позиции, являясь пятым крупнейшим банком в России с 4-процентной долей розничных депозитов в Москве, и имеет имя города в своем названии», – отмечает агентство.
Стоит отметить, что рейтинг столицы Fitch пересматривать не стало. На днях агентство сообщило, что «смена мэра Москвы не окажет существенного воздействия на бюджетную и долговую политику города в краткосрочной и среднесрочной перспективе». Такого же мнения придерживается и Standard & Poor's.
В пресс-релизе S&P это объясняется так: «Рейтинг Москвы по-прежнему отражает положение этого города, являющегося экономическим, административным и финансовым центром России, а также его диверсифицированную экономику, основу которой составляет сектор услуг, и уровень благосостояния, намного превышающий средний по России».
Другими положительными факторами, отмечают эксперты S&P, являются низкий в настоящее время уровень расходов на погашение и обслуживание долга (до 2015 года они не превысят 7% общих доходов бюджета), взвешенный подход к управлению долгом и высокие показатели текущего баланса бюджета.
Вместе с тем Банк Москвы S&P не рейтингует. А агентство Moody's никак не отреагировало на рейтинг банка в связи с отставкой Лужкова: он остался на уровне «Baa1»/Негативный.
По мнению аналитиков, после смены руководства столичного правительства Банк Москвы могут ждать два возможных сценария развития событий.
«Если банк остается с прежним руководством и составом акционеров, в будущем пакет акций, принадлежащий правительству, может быть приватизирован для пополнения доходов муниципального бюджета», – прогнозирует замначальника аналитического отдела «Инвесткафе» Александра Лозовая.
В таком случае финансовые потоки столичного правительства, которые, по оценкам экспертов, составляют треть всех клиентских средств банка, частично или полностью направляются в другой крупный банк, скорее всего государственный.
Если же новый состав правительства Москвы меняет руководство банка, фактически монопольное положение банка по обслуживанию московского бюджета и муниципальных предприятий сохраняется. «Однако здесь ситуация может осложниться тем, что 20,32% акций банка принадлежат менеджменту – президенту Андрею Бородину и зампреду совета директоров Льву Алалуеву. Не исключена продажа этого пакета консорциуму частных инвесторов, либо государству (что менее вероятно)», – добавляет Лозовая.
В любом случае, резюмирует аналитик, оба сценария повышают риски для бизнеса банка. «В связи с этим я жду снижения котировок акций Банка Москвы примерно на 20% от текущих уровней (котировки на 30 сентября 2010 года – 955 рублей). Цель к концу 2010 года – 770 рублей за акцию», – прогнозирует она.
Ведущий аналитик «Арбат Капитал» Михаил Завараев согласен с коллегой: определенный риск для банка существует. «Поддержка, оказываемая городом банку, была основана и на доверительных отношениях между прежней администрацией и менеджментом банка. Соответственно, в новых условиях далеко не факт, что поддержка банка сохранится на прежнем уровне. Безусловно, это определенный риск для банка», – сказал он газете ВЗГЛЯД.