Соседние с Албанией страны выразили готовность построить ветку от планируемого газопровода «Южный поток» до албанского порта Влера. Об этом сообщает Reuters со ссылкой на премьер-министра Албании Сали Бериша.
Политика ЕС в энергетическом вопросе идет по простому пути – чем больше газопроводов, тем лучше для потребителя
При этом чиновник не пояснил, о каких именно странах идет речь. Как отмечает агентство, Бериша поддерживает хорошие отношения с премьер-министром Италии Сильвио Берлускони и приветствует участие итальянских компаний в энергетических проектах в Албании.
Напомним, «Южный поток» – совместный проект российского Газпрома и итальянской Eni стоимостью 10 млрд евро. Его цель – поставлять российский газ в Европу в обход Украины.
Морской участок нового газопровода пройдет по дну Черного моря от компрессорной станции «Русская» на российском побережье до побережья Болгарии. Его общая протяженность составит около 900 километров, максимальная глубина – более двух километров. Производительность морского участка «Южного потока» составит до 63 млрд кубометров в год.
Для реализации сухопутной части проекта с Болгарией, Сербией, Венгрией, Грецией, Словенией, Хорватией и Австрией были подписаны межправительственные соглашения.
Евросоюз, между тем, работает над альтернативным проектом Nabucco, призванным снизить зависимость Европы от российского газа. Он предполагает транспортировку газа в европейские страны через Азербайджан, Грузию, Турцию, Болгарию, Венгрию, Румынию и Австрию.
Однако Nabucco ни до самой Албании, ни до ближайших ее соседей – Сербии и Черногории, а также Македонии и Греции – не дотянется. Вообще основные европейские газопроводы обходят стороной Албанию, несмотря на ее положение между Западной и Восточной Европой. Только лишь с 2012 года Албания сможет получать газ по Трансадриатическому газопроводу (TAP), который протянется от Греции через Албанию и Адриатическое море на юг Италии.
Данный газопровод предназначен для поставок газа с Ближнего Востока, его первоначальная мощность – 10 млрд кубометров в год с возможностью увеличения до 20 млрд.
«С точки зрения потребления природного газа Албания не является важным игроком в рамках «Южного потока», – комментирует эксперт Фонда «Институт энергетики и финансов» Александр Курдин. – Сама страна добывает некоторое количество природного газа, которое полностью использует на внутренние нужды».
Импорт газа в Албанию нужен стране лишь с точки зрения гармоничного развития экономики, считает он. «В качестве страны-транзитера Албания бесперспективна, поскольку нестабильна в политическом аспекте, однако возможное строительство трубопровода через Албанию – это вероятная диверсификация поставок газа», – пояснил Курдин.
«Политика ЕС в энергетическом вопросе идет по простому пути – чем больше газопроводов, тем лучше для потребителя, так как цены на газ станут ниже из-за конкуренции поставщиков», – добавляет старший аналитик ИК «ЦЕРИХ Кэпитал Менеджмент» Виктор Марков.
Так что тема альтернативных газопроводов и маршрутов транспортировки будет обсуждаться постоянно. «При такой политике страны-транзитеры соглашаются одновременно на несколько проектов, чтобы не прогадать и не упустить выгоду», – подчеркивает эксперт.
Строительство газопроводов (Nabucco, «Южный поток») еще не началось, но реальный проект есть только по «Южному потоку». В любом случае Европа «будет стремиться построить для себя больше газопроводов», отметил Марков.