Сделка на полмиллиарда долларов
#{image=418078}Второй день авиасалона «Фарнборо» в Лондоне оказался не менее щедрым на контакты, чем первый. Так, ОАО «Ильюшин финанс Ко» (ИФК) и компания «Антонов» подписали твердый контракт на 10 самолетов Ан-158 и опцион еще на 10 машин.
Как отметил генеральный директор ИФК Александр Рубцов, самолеты по твердому контракту предназначаются авиакомпании «Атлант-Союз», а 10 идущих по опциону будут поставлены российским и зарубежным авиакомпаниям. «Думаю, что до конца года эти самолеты будут подтверждены», – цитирует Рубцова «Интерфакс».
Что касается общей стоимости контракта на 20 самолетов Ан-158, то она, как сообщил гендиректор лизинговой компании, составляет 500 млн долларов.
Для справки: на сегодняшний день портфель заказов на Ан-148 составляет 130 самолетов, на Ан-158 – 20. «Мы рассчитываем до конца года увеличить до 60 машин (портфель заказов на Ан-158 – прим. ред.)», – заявил Рубцов. При этом общий рынок самолета Ан-158 на сегодняшний день эксперты оценивают в 240 машин.
Дальше – больше
В свою очередь во вторник «Гражданские самолеты Сухого» и таиландская авиакомпания Orient Thai Airlines подписали соглашение о намерениях на поставку 12 самолетов Sukhoi Superjet 100 (SSJ 100).
Кроме того, документ предполагает опцион еще на 12 таких лайнеров (подписание «твердого» контракта намечено на конец 2010 года). Учитывая, что каталожная стоимость одного SSJ 100 составляет 31,7 млн долларов, можно предположить, что сделка принесет российской компании 760 млн долларов.
Также в ходе второго дня авиасалона «Ильюшин Финанс» намерен подписать предварительное соглашение с ОАО «Корпорация «Иркут» на 28 самолетов МС-21 и опцион на 22 самолета.
В целом же первый полет лайнера этого семейства, ориентированного на мировой рынок, намечен на 2015 год, начало серийного производства – на 2016 год. Корпорация «Иркут» до конца 2010 года намерена заключить соглашения на поставку 50 самолетов МС-21.
«Последние контракты, заключенные на «Фарнборо», показывают – наконец-то не только военное, но и гражданское самолетостроение России продвигается на мировой рынок, – говорит эксперт Центра развития авиационных технологий Сергей Василенко. – У того же SSJ 100 – отличные перспективы на региональных рынках, особенно в Средней Азии – там много компаний-дискаунтеров, а одно из основных достоинств SSJ 100 – хорошее качество при относительно невысокой цене».
Военные подробности
#{image=418080} Кроме того, как сообщил на «Фарнборо» «Интерфаксу-АВН» первый замдиректора Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС) Александр Фомин, текущий портфель заказов на российское вооружение и военную технику составляет около 45 млрд долларов, а в 2010 году оружейный экспорт превысит 9 млрд долларов.
При этом Фомин уточнил, что по итогам первых шести месяцев 2010 года плановые показатели оружейного экспорта выполнены на 52%, а значительная часть экспортной выручки приходится на самолеты и вертолеты. «В 2009 году на авиационную технику пришлось более половины объема экспорта», – сказал Фомин.
Фомин уточнил, что подписанный с Алжиром в 2010 году контракт предполагает поставку в эту страну 16 истребителей Су-30МКА. «Контракт на поставку 16 истребителей рассчитан на 2011–2012 годы», – сказал он.
Он отметил, что выполнять контракт будут холдинг «Сухой» и корпорация «Иркут», которые входят в «Объединенную авиастроительную корпорацию» (ОАК). Ранее сообщалось, что суммарная стоимость контракта на поставку в Алжир 16 истребителей Су-30-МКА составляет около 1 млрд долларов.
Сейчас мы реализуем контракт на поставку Су-34 для нужд Минобороны, два самолета мы уже поставили
В свою очередь гендиректор «Сухого» Михаил Погосян заявил в Фарнборо, что до конца 2010 года шесть бомбардировщиков последнего поколения Су-34 будут поставлены в ВВС России.
«Сейчас мы реализуем контракт на поставку Су-34 для нужд Минобороны, два самолета мы уже поставили», – цитирует топ-менеджера РИА «Новости» господина Погосяна. «Мы наращиваем производство в Новосибирске, и надеюсь, что со следующего года начнем поставлять в ВВС 12–20 самолетов ежегодно», – добавил он.
Ложка дегтя
Впрочем, не обошлось на «Фарнборо» для России и без ложки дегтя – замглавы ФСВТС отметил, что российский истребитель Су-35 не вошел в число претендентов на победу в бразильском тендере, но может вновь стать его участником, если изменятся условия проведения конкурса.
«К сожалению, на этом этапе Су-35 не вошел в число претендентов на победу в бразильском тендере. Но бывают разные ситуации, когда конкурсы отменяются или объявляются вновь. Если это произойдет, Су-35 опять будет предложен бразильским ВВС», – сказал Александр Фомин.
Ранее Defense News сообщил, что в финале тендера принимают участие истребители «Рафаль» (Франция), Gripen NG (Швеция) и F/A-18 Super Hornet (США). Тендер предполагает на первом этапе до 2015 года закупку Бразилией 36 многофункциональных боевых самолетов, на втором этапе, в период до 2024 года, совместную сборку в Бразилии еще 84 машин. Таким образом, общее количество самолетов составит 120 единиц.
Купец из ОАЭ
#{image=418084}Крупнейшей же сделкой второго дня «Фарнборо» пока является соглашение между авиакомпанией Emirates и корпорацией Boeing о поставке 30 самолетов Boeing 777-300ER на общую сумму около 9,1 млрд долларов. Заказанные самолеты имеют салоны трех классов, причем в салоне первого размещено восемь персональных кают, в бизнес-классе – 42 кресла, а в эконом-классе – 310 кресел.
К слову, именно Emirates можно назвать одним из главных «купцов» «Фарнборо-2010»: пользуясь резким снижением цен в мировой авиации из-за рецессии, авиакомпания разместила заказы на 204 широкофюзеляжных самолета: 79 Airbus A380, 70 Airbus A350 и семь грузовых Boeing – общей стоимостью более 67 млрд долларов. Компания из Эмиратов может себе это позволить – чистая прибыль «Эмирейтс» возросла по сравнению с 2008–2009 финансовым годом на 416% – до 964 млн долларов.
Урожайный понедельник
Напомним, понедельник, первый день работы «Фарнборо-2010», уже ознаменовался для России подписанием сразу нескольких контрактов на сумму 1 млрд долларов.
Так, компания «Гражданские самолеты Сухого» (ГСС) заключила соглашение на поставку 30 самолетов SSJ-100 (призван заменить эксплуатируемые сейчас самолеты типа Ту-134) с индийской компанией Kartika Airlines. Сумма контракта составила порядка 951 млн долларов.
В свою очередь, как сообщил гендиректор корпорации «Оборонпром» Андрей Реус, уже подписан контракт на поставку в Индию четырех пожарных вертолетов Ка-32-11ВС стоимостью более 30 млн евро.
В понедельник было подписано и соглашение между «Аэрофлотом» и Airbus о приобретении 11 самолетов Airbus А330-300. Авиакомпания также заказала 24 авиадвигателя Trent 700 у Rolls-Royce Group PLC. Таким образом, общая сумма сделки может составить 2,2 млрд долларов.