Прибыльные должности
Как говорится в отчете концерна, по итогам 2009 года он выплатил членам правления 1044 млн рублей против 834 млн рублей за 2008 год. В правлении Газпрома 17 человек, а значит, в среднем месячный доход каждого из них превысил 5 млн рублей, сообщает «Интерфакс».
Правильным рыночным решением государства, как основного акционера, было бы вообще лишить бонусов руководство
Эта сумма включает в себя зарплату, премии, комиссионные, льготы, компенсации расходов, а также иные имущественные предоставления, которые были выплачены Газпромом в течение года.
Но каждый из топ-менеджеров концерна также состоит в большом количестве советов директоров дочерних компаний монополии, несколько членов правления Газпрома также избраны в совет директоров монополии, за что они получают отдельные вознаграждения.
При этом минимальная тарифная ставка работников головной компании за 2009 год увеличилась примерно на 12,5%. Обычно компания поднимает зарплаты на величину не ниже уровня инфляции, которая в 2009 году составила рекордно низкие 8,8%. С 1 января текущего года ставка была вновь повышена на 8%.
Плохой знак
Формально ничего экстраординарного в выплате столь солидных бонусов нет − в конце концов, большинство крупнейших компаний мира также не чураются финансового стимулирования своих управленцев. Проблема в том, что награждать топ-менеджмент монополии, по большому счету, не за что. Так, выручка Газпрома по РСБУ за прошлый год сократилась на 0,8% − до 2486,9 млрд рублей, а валовая прибыль упала на 21% − до 1250,6 млрд рублей. Кроме того, в прошлом году концерн снизил экспорт на 13,3% − до 206,264 млрд кубометров газа.
Эксперты считают, что такое повышение зарплат топ-менеджменту на фоне не очень хорошей финансовой отчетности свидетельствует о плохом корпоративном управлении концерном. «Рост зарплат топ-менджерам выше уровня инфляции в три раза. Это абсурдно. Да и для инвесторов плохой знак», − комментирует начальник аналитического отдела ИК «Галлион Капитал» Александр Разуваев.
Эксперт уверен: учитывая то, что Газпром − фактически государственная компания, сам факт роста зарплат – непозволительная роскошь в условиях кризиса и дефляции. «Финансовые показатели концерна в прошлом году были не самые лучшие. Поэтому правильным рыночным решением государства как основного акционера было бы вообще лишить бонусов руководство», − считает Разуваев.
Напомним, ровно год назад министр финансов РФ Алексей Кудрин заявил о том, что топ-менеджеры российских госкомпаний, госбанков и госкорпораций останутся без больших бонусов как минимум на два года. По всей видимости, Газпрома это не касается.
Их борьба
А вот на Западе власти активно борются с бонусами топ-менеджерам. Так, в прошлом году с призывом сократить банковские бонусы со страниц газеты Wall Street Journal к мировому сообществу обратились президент Франции Николя Саркози и бывший премьер-министр Великобритании Гордон Браун.
«Мы считаем, что подобный специальный налог на бонусы следует рассматривать как приоритетную задачу, поскольку бонусы за 2009 год являются результатом государственной поддержки банковской системы», – говорится в совместной колонке двух европейских лидеров, сообщает РИА «Новости».
Власти Великобритании уже ввели единовременный налог 50% на бонусы служащих, в том числе банкиров. Налог взымается с суммы бонуса, превышающей 25 тыс. фунтов (41 тыс. долларов), вне зависимости от того, в какой форме выплачено вознаграждение.
У России свой путь
Россия пока находится явно в стороне от общемировой борьбы с бонусами. Так, в 2008 году Сбербанк довел выплату руководству до рекордных 933,566 млн рублей. Руководство банка оправдывалось тем, что на дополнительные расходы пришлось пойти из-за увеличения количества членов правления с 17 до 23.
Правда, в 2009 году топ-менеджерам все же пришлось поумерить свои аппетиты. Так, в третьем квартале Сбербанк снизил вознаграждения им более чем вдвое – до 111 млн рублей. Всего же за 10 месяцев руководители Сбербанка получили в виде вознаграждения 302 млн рублей.
Пока самое строгое, что российские компании с госучастием слышали в свой адрес, – это слова Дмитрия Медведева, который в начале апреля прошлого года посоветовал руководителям корпораций, получающих господдержку, и государственных компаний «вести себя прилично» и ограничить себя в размерах бонусов.
Вот только несколько цифр: банк «Уралсиб» в первом полугодии 2009 года выплатил правлению 271,4 млн рублей − в три раза больше, чем за тот же период 2008 года. Банк Москвы тогда же увеличил выплаты правлению на 73% − до 298 млн рублей.
В целом же, как недавно подсчитали эксперты PricewaterhouseCoopers, число получивших бонусы сотрудников российских банков сократилось на фоне кризиса лишь на 11%. Размеры бонусов для сотрудников фронт- и мидл-офисов в 2009 году уменьшились по сравнению с показателями 2008 года на 9% и 17% соответственно. Зато бонусы для сотрудников бэк-офиса и вспомогательных подразделений выросли соответственно на 7% и 4%. В среднем же размер общего бонусного вознаграждения снизился всего на 4%.