Экономика

1 апреля 2010, 21:35

Поезд будет идти от Москвы до Питера за 2,5 часа

Фото: wikipedia.org

В четверг ОАО «Скоростные магистрали» наконец презентовало долгожданный проект высокоскоростной магистрали (ВСМ) между Москвой и Санкт-Петербургом. По предварительным расчетам, свыше 14 млн человек в год смогут преодолевать расстояние между двумя столицами за 2,5 часа, а сами поезда будут идти с максимальной скоростью до 400 км/ч. Для реализации «проекта века» потребуется приобрести 20 высокоскоростных поездов AGV французской компании Alstom за 1,2 млрд евро.

Столичный экспресс

В четверг генеральный директор ОАО «Скоростные магистрали» Денис Муратов провел презентацию проекта высокоскоростной магистрали между Москвой и Санкт-Петербургом. По его словам, этот проект допускает движение на маршруте 42 пар поездов в сутки, передает «Интерфакс».

Поезда будут преодолевать расстояние в 660 км за 2,5 часа с максимальной скоростью до 400 км/ч

Предполагается, что они будут преодолевать расстояние в 660 км за 2,5 часа с максимальной скоростью до 400 км/ч и будут перевозить около 14 млн человек в год. В рамках проекта предполагается возвести 256 искусственных сооружений общей протяженностью 72 км.

Выступавший на презентации глава ОАО «РЖД» Владимир Якунин сказал, что новая скоростная магистраль между двумя столицами будет возводиться по экономической схеме «контракт жизненного цикла» (КЖЦ). Последняя представляет собой такую разновидность схемы частно-государственного партнерства, когда подрядчик самостоятельно проектирует, строит и эксплуатирует объект в течение жизненного цикла, а также своими силами привлекает кредиторов и инвесторов. ОАО «РЖД», в свою очередь, начнет ежегодную оплату сервиса дороги только после начала ее успешной эксплуатации.

Освоить новую схему

Владимир Якунин особо отметил, «международный опыт показывает, что КЖЦ позволяет существенно снизить затраты (на 20−40%), привлечь международное финансирование (до 50% капитальных затрат), перенести технологические риски на подрядчика и выполнить проект в срок благодаря его эффективной мотивации». Глава ОАО «РЖД» также добавил, что для его компании это первый опыт применения КЖЦ как экономической схемы строительства.

По предварительным расчетам ОАО «РЖД», в течение 30 лет, на которые, согласно предварительным прикидкам, будет рассчитан контракт на создание линии Москва − Санкт-Петербург, суммарный эффект от использования высокоскоростной магистрали как минимум в два раза перекроет инвестиции в ее строительство. И подобные прогнозы не выглядят такими уж невероятными: к примеру, во Франции «отдача» ВСМ в четыре раза перекрыла инвестиции в них государства.

Напомним, что ВСМ после ввода в эксплуатацию должна взять на себя все высокоскоростное сообщение между Москвой и Санкт-Петербургом. Оно началось на регулярной основе 17 декабря прошлого года с пуском высокоскоростного поезда «Сапсан».

Французский поцелуй

Похоже, что в ОАО «РЖД» всерьез увлеклись развитием высокоскоростного движения. Так, ранее появилась информация о том, что монополия может купить 20 высокоскоростных поездов AGV французской компании Alstom для маршрута Москва − Санкт-Петербург. Старший вице-президент ОАО «РЖД» Валентин Гапанович пояснял, что поезда по новому полотну будут идти со скоростью 400 км/ч, благодаря чему расстояние от Москвы до Санкт-Петербурга будет преодолеваться за два часа.

Зачем ОАО «РЖД» на фоне кризиса понадобилось очередное «ускорение»? Гапанович объяснил это большим спросом на утренние и дневные рейсы между двумя столицами, на которые не хватает техники. И это даже с учетом поездов «Сапсан», которые курсируют между Петербургом и Москвой с 17 декабря 2009 года. Восемь таких составов ОАО «РЖД» приобрели у Siemens за 276 млн евро, а их техническое обслуживание в течение 30 лет обойдется еще в 354 млн евро. Сейчас по маршруту летают шесть «Сапсанов», оставшиеся должны выехать из депо до конца июля 2010 года.

Суммарный эффект от использования высокоскоростной магистрали как минимум в два раза перекроет инвестиции в ее строительство

Мировая практика

Старший вице-президент ОАО «РЖД» неслучайно сказал о приобретении именно французских поездов. Дело в том, что в этой стране высокоскоростное движение развито как нигде в Европе. Благодаря поддержке президента Жоржа Помпиду в 1969 году была открыта первая ветка скоростной железной дороги RER, а в 1981 году − линия Париж − Лион, названная TGV (train a grande vitesse − «скоростной поезд»). Расстояние между Лионом и Парижем поезд преодолевал за два часа, двигаясь со скоростью 260 км/ч. В дальнейшем поезда TGV получили распространение в ряде стран Европы во многом благодаря совместимости с бельгийскими, швейцарскими и британскими стандартами.

Однако сама история высокоскоростного железнодорожного сообщения началась в Японии. В 1964 году там была введена в эксплуатацию первая в мире высокоскоростная магистраль Токио − Осака, получившая название «Синкансен» («Новая линия»), которая была рассчитана на скорость до 210 км/ч.

Сегодня как в Европе, так и в Японии скорость движения высокоскоростных поездов доходит до 350 км/ч. Только за период 2001−2006 годов общая протяженность ВСМ в мире увеличилась на 40% − с 5 до 7 тыс. км, и это не предел. По данным на начало 2008 года, только в Европе сейчас строятся более 4 тыс. линий для быстрых поездов. Кроме того, проектирование ВСМ идет в Австралии, Бразилии, Индии, ЮАР, Португалии.

Медленный разгон

Россия же до последнего времени находилась вне этой мировой тенденции, хотя в СССР научные разработки, связанные с созданием высокоскоростного железнодорожного транспорта, начались еще в конце 60-х годов прошлого века. Через двадцать лет, в конце 80-х, было принято решение о строительстве ВСМ Москва − Ленинград. Это было единственной возможностью увеличить провозные способности железной дороги между двумя мегаполисами: все другие варианты к тому моменту уже исчерпали себя.

Но этот проект так и не был реализован. Сначала произошел развал СССР, а потом неприятная история случилась с оператором проекта − РАО «ВСМ» (зарегистрировано в 1991 году). При поддержке правительства Петербурга компания привлекла на строительство монорельса кредиты в банках Великобритании в объеме около 200 млн долларов, «зарыла» в котлован около Московского вокзала 3 млрд рублей и в начале 2000-х обанкротилась.

При этом еще лет пять федеральные и петербургские чиновники разбирались, кто должен выплачивать кредит, так как заем был оформлен ненадлежащим образом. А Счетная палата РФ так и не смогла выяснить, на какие цели были потрачены заемные и бюджетные средства. Никто из руководства РАО к ответственности привлечен не был.

Текст: Вероника Кузнецова

Вам может быть интересно

Силы ПВО за ночь уничтожили семь дронов ВСУ над Адыгеей и Краснодарским краем
Темы дня

Дерзкая операция российских штурмовиков приблизила освобождение Гуляйполя

Всего лишь трое российских бойцов, как выяснилось, смогли захватить командный пункт батальона ВСУ в Гуляйполе. Эта дерзкая операция стала еще одним эпизодом битвы за освобождение города, который является ключевым пунктом обороны ВСУ на южном участке. Как проходит эта операция и что будет после ее завершения?

Россия избавится от «заборостроительных» университетов

«Освобождение от самых халтурных вузов». Такими словами эксперты описывают смысл новой системы оценки высшего образования, подготовленной в России. О чем именно идет речь и почему данная реформа имеет значение не только для учебных заведений, но и для всей экономики страны?

СМИ: В паспортах рожденных в России эстонцев стали указывать Эстонию

Министр культуры Турции рассказал, как сериалы стали инструментом «мягкой силы» страны

Время русской силы. Как страна черпает мощь в своих истоках

Новости

Росстат сообщил о росте реальных зарплат в стране

Средний уровень начисленных зарплат в России по данным Росстата достиг почти 100 тыс. рублей в октябре, что на 6,1% превышает показатель прошлого года.

В Донецке обезвредили открывшего огонь из автомата в супермаркете

Правоохранители обезвредили мужчину, который открыл огонь из автомата в супермаркете в западной части Донецка, никто не пострадал, сообщили в региональном МВД.

Роспотребнадзор выдал предписание об изъятии напитка Aloe Vera из продажи

Реализация партии напитка Aloe Vera приостановлена после проверки, выявившей возможную опасность для потребителей продукции с датой изготовления 11 августа 2025 года.

В России начались переговоры по созданию исламского банка

В России обсуждается открытие первого исламского банка, потенциал которого может достичь не менее 1 трлн рублей.

Москвичи рассказали о самых неудачных подарках на Новый год

Гели для душа, фотоальбомы и невкусные шоколадки: москвичи рассказали газете ВЗГЛЯД, какие самые неудачные подарки на Новый год они получали и как с этим бороться.

Бывший сотрудник МИД получил 12 лет за госизмену

Бывший работник МИД России Арсений Коновалов получил срок за передачу секретной информации разведке США во время зарубежной командировки.

Балицкий сообщил об урегулировании разногласий с ЦИК

Губернатор Запорожской области Евгений Балицкий встретился с председателем Центральной избирательной комиссии Российской Федерации Эллой Памфиловой.

Эксперт: Российская оборонка посрамила все негативные прогнозы на Западе

Работа российского оборонно-промышленного комплекса заслуживает самой высокой оценки, наши инженеры за годы СВО посрамили все негативные прогнозы на Западе, сказал газете ВЗГЛЯД главный редактор журнала «Национальная оборона» Игорь Коротченко. В пятницу Владимир Путин провел совещание по обсуждению параметров проекта государственной программы вооружения на 2027-2036 годы.

Рябков заявил о последнем рывке для урегулирования ситуации на Украине

Замглавы МИД РФ Сергей Рябков сообщил о существенном прогрессе в переговорах Москвы и Вашингтона по вопросу урегулирования конфликта на Украине.

ОАК в 2025 году выпустила рекордный объем боевой авиации

Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК, входит в Ростех) завершила год рекордным объемом выпуска боевых самолетов, сообщил гендиректор ОАК Вадим Бадеха.

В Госдуме исключили введение штрафов за использование VPN-сервисов

Российские власти не рассматривают введение штрафов за использование VPN-сервисов, заявил первый зампред комитета Госдумы по информационной политике Антон Горелкин («Единая Россия»).

Путин в Совбезе обсудил развитие ИИ для обороны страны

На совещании Совбеза президент России Владимир Путин поднял вопрос развития искусственного интеллекта (ИИ) для нужд обороны и безопасности.
Мнения

Борис Джерелиевский: Единство ЕС ждет испытание угрозой поражения

Лидеры стран Европы начинают понимать, что вместо того, чтобы бороться за живучесть не только тонущего, но и разваливающегося на куски судна, разумнее занять место в шлюпках, пока они еще есть. Пока еще никто не крикнул «Спасайся кто может!», но кое-кто уже потянулся к шлюп-балкам.

Игорь Горбунов: Украина стала полигоном для латиноамериканского криминала

Бесконтрольная накачка Украины оружием и людьми оборачивается появлением новых угроз для всего мира. Украинский кризис больше не локальный – он экспортирует нестабильность на другие континенты.

Сергей Миркин: Когда на Украине появится новый гетман Скоропадский

Скоропадский формально не был объявлен гетманом немецкими генералами, а был провозглашен монархом на всеукраинском съезде хлеборобов. Имя нового руководителя Украины не столь важно, его главной функцией будет заключить мир с Россией.
Вопрос дня

Почему заблокировали Roblox?

Суть игры, риски и угрозы для детей, позиция Роскомнадзора и мнение экспертов