Председатель Центрального банка России Сергей Игнатьев в среду сделал ряд заявлений относительно развития российского экономики. Так, он спрогнозировал рост ВВП страны в следующем году на 5%, тогда как официальный прогноз правительства заметно «скромнее» – 4,2%.
На днях нефть марки Brent пробила ключевой уровень – 90 долларов за баррель, и представляется, что это еще не предел
К слову, в 2010 году Игнатьев уже «обещал» пятипроцентный рост экономики, однако летняя засуха, вызвавшая снижение производства в сельском хозяйстве и в промышленности, а также сокращение объемов перевозок, скорректировала эти оценки. Теперь рост ВВП в текущем году оценивается лишь в 3,8%.
«Я надеюсь на пятипроцентный рост (ВВП – прим.) в следующем году», – сказал глава ЦБ, слова которого приводит РИА «Новости».
Говоря об инфляции, Игнатьев сказал, что ожидает рост потребительских цен в декабре на уровне ноября – 0,8%. Соответственно, по итогам года, по прогнозу ЦБ, инфляция составит 8,4%.
Эксперты, несмотря на прошлые ошибки Игнатьева в прогнозах, разделяют мнение главы Центробанка.
«По-видимому, основной драйвер роста российской экономики в следующем году останется прежним – это высокие цены на энергоносители и металлы, – говорит аналитик ФГ «Калита-Финанс» Алексей Вязовский. – На днях нефть марки Brent пробила ключевой уровень – 90 долларов за баррель, и представляется, что это еще не предел».
В основе такого скачка цен, поясняет эксперт, «горячие» деньги, поступающие из США. Как известно, ФРС США в конце этого года приступила ко второму этапу количественного смягчения объемом в 600 млрд долларов. Часть это ликвидности попадет и уже попала на сырьевые рынки.
«А это, в свою очередь, увеличит поток нефтедолларов в экономику России, попутно стимулируя прямые и портфельные инвестиции со стороны западных хедж-фондов и корпораций. Так что прогноз роста ВВП в 5% кажется вполне реалистичным и даже слегка заниженным», – считает Вязовский.
Эксперт компании РБС Crowe Horwath Александр Филимонов при этом указывает на то, что вариантов развития ситуации – множество. «Минимальная оценка – 3,2%, при понижении спроса на нефть, низкой покупательской способности и низких инвестициях в экономику. Максимальная – около 6% при аналогичных максимальных показателях», – рассуждает он. Более реальным, по мнению эксперта, будет рост ВВП от 4,2 до 4,7%.
При втором сценарии неизбежно укрепление рубля к доллару и евро, указывает Вязовский. Об этом же говорил и Сергей Игнатьев, по словам которого сильный платежный баланс России не дает оснований прогнозировать ослабление национальной валюты.
«Вопрос падения и роста курса рубля – вопрос не экономический, а скорей политический», – комментирует Александр Филимонов. Падение рубля сейчас усилило бы конкурентоспособность на международных рынках, но уменьшило бы доходы россиян и привело бы к повышению внутренних цен, отмечает эксперт. «На это никто не пойдет, поэтому падения курса рубля не будет. Скорей по тем же причинам возможен его небольшой рост. Основание для этого – солидные валютные резервы, стабильная ситуация в экономике», – говорит Филимонов.
По прогнозу Вязовского, к лету 2011 года пара доллар/рубль вполне может вернуться к уровню 29 рублей за доллар.
Что касается ставок ЦБ, то они могут быть повышены как в конце текущего, так и в первом квартале следующего года, рассказал Игнатьев. Он также сообщил, что чистый отток частного капитала из России в ноябре ускорился до 9 млрд долларов с 8 млрд долларов за сентябрь – октябрь из-за прироста чистых иностранных активов российских банков.
С начала года отток достиг 29 млрд долларов, заметно превысив последний годовой прогноз ЦБ (22 млрд долларов). Впрочем, Игнатьев все еще не исключает небольшого притока капитала в страну в декабре.
Глава Центробанка также дал понять, что ЦБ не намерен серьезно корректировать структуру международных резервов России. Он напомнил, что начаты операции с канадскими и австралийским долларами, но речь идет об очень небольших долях. Так, доля вложений в активы, номинированные в канадские доллары, составит всего 1–2%, передает «Интерфакс».
Тему повышения доли золота в резервах руководство Банка России вообще не обсуждало. Ранее, в ноябре, первый зампред ЦБ Алексей Улюкаев говорил, что в настоящее время активы в долларах США составляют 47% валютных резервов РФ, в евро – 41%, в британских фунтах стерлингов – 10%, в японские иенах – 2%.