Планов громадьё
Глава группы ОНЭКСИМ Михаил Прохоров рассказал Владимиру Путину о собственном проекте производства малобюджетного городского автомобиля. Об этом сообщает «Интерфакс» со ссылкой на заявление пресс-секретаря премьера Дмитрия Пескова.
На создание автомобиля без привлечения иностранных технологий уйдет 5–7 лет и минимум несколько миллиардов долларов
«В частности, Прохоров рассказал о проекте по запуску производства на принципиально новой основе малобюджетного городского автомобиля с использованием передовых технологий», − цитирует Пескова агентство. В ответ Путин, по словам пресс-секретаря, высказался за скорейшую проработку этого проекта с заинтересованными министерствами и ведомствами. При этом Песков особо отметил, что проект станет реализовываться на новых мощностях, а старые использоваться не будут.
В подконтрольной Прохорову группе ОНЭКСИМ отказались комментировать слова олигарха. «Пока у нас нет данных по этому проекту», − заявляет официальный представитель компании Игорь Петров. Не стали распространяться об инициативе Прохорова и в Министерстве промышленности и торговли России.
Дорогое удовольствие
Тема недорогого городского автомобиля уже давно не дает покоя Михаилу Прохорову. В частности, посетив в конце 2009 года выставку «Прорыв», олигарх заявил, что автомобиль будущего должен, по его мнению, «ездить медленно и стоить дешево». Правда, представление о дешевизне у олигарха оказалось несколько своеобразным. «Машина должна быть доступной, автомобиль в базовой комплектации должен стоить в районе 7−8 тысяч евро, в Индии, Китае к этому стремятся, мне нравится эта тенденция», − заявлял тогда Прохоров.
При этом сейчас у группы ОНЭКСИМ нет интересов в автомобилестроении. Холдинг имеет активы в энергетике, горнодобывающей отрасли, банковской сфере, медиабизнесе.
Для справки: проекты городских автомобилей («ситикаров») реализовывались во многих странах мира начиная с 1960-х годов. Как правило, такие машины характеризуются, во-первых, малым расходом топлива, во-вторых, небольшими размерами, чтобы поворачивать и парковаться в городских условиях. В-третьих, недорого стоят.
В 1988 году собственный вариант «ситикара» стал выпускать и Советский Союз – на автозаводах в Набережных Челнах, Тольятти и Серпухове было запущено производство автомобиля «Ока». Однако эта маленькая и экономичная машина не стала популярной среди автолюбителей, получив прозвище «табуретка».
Именно в сегменте городских автомобилей был реализован проект самой дешевой машины в мире. С января 2008 года индийская Tata Motors выпускает малобюджетный автомобиль Tata Nano, который обойдется покупателю (без налогов и пошлин) в 2,5 тыс. долларов в базовой комплектации.
Равнение на Smart
Эксперты уверены: проект бюджетного городского авто в России будет востребован, однако на его разработку может уйти много времени и денег. «Если такая машина будет качественной, то в ней будет потребность, особенно если она будет доступна по цене», − считает глава Движения автомобилистов России (ДАР) Виктор Похмелкин. Однако он задается вопросом: на какой базе будет создан проект?
«На создание автомобиля без привлечения иностранных технологий уйдет 5−7 лет и минимум несколько миллиардов долларов», − считает Похмелкин. Эксперт приводит сравнение: в Западной Европе разработка новой модели обходится примерно в 1 млрд долларов. Поэтому, по его мнению, более реальной выглядит покупка лицензии.
Что же касается концепции, на основе которой будет создан автомобиль, то, вполне возможно, в ней обнаружатся черты знаменитого миниавтомобиля Smart (создан немецким Daimler-Benz и швейцарской часовой фирмой SMH), который считается самым модным городским автомобилем в Европе. Во-первых, по неофициальной информации, Прохоров неоднократно лично выражал симпатию подобному автомобилю, а во-вторых, он вполне укладывается в озвученную Прохоровым цену − стоимость Smart passion coupe 2009 года выпуска составляет около 12 тыс. долларов. Остается добавить, что производство машины началось в 1998 году во Франции, а в 2007 году было произведено более 102 тыс. подобных автомобилей.