Нынешний мировой кризис предсказал в 20-е годы XX века советский экономист Николай Кондратьев. Именно он стал создателем теории динамичного развития хозяйства, циклического развития экономики.
Кондратьев был расстрелян 17 сентября 1938 года
Как пишет The New York Times, Николай Кондратьев не был просто бюрократом из постреволюционной России. Он занимал важное место во временном правительстве Александра Керенского, перед тем как к власти пришли большевики. После этого он основал влиятельную исследовательскую организацию, Институт конъюнктуры, и стал его директором и важным теоретиком Новой экономической политики (НЭП) Ленина.
Николай Кондратьев родился в 1892 году в деревне Галуевская Кинешемского уезда Иваново-Вознесенской губернии. В 1911 году он поступил в Петербургский университет на юридический факультет. В 1918–1920 годах Кондратьев, перебравшись в Москву, заведовал отделом совета сельскохозяйственной кооперации центрального товарищества льноводов, преподавал в Кооперативном институте и Тимирязевской сельскохозяйственной академии.
С 1920 года он работал в Наркомземе (здесь он был до 1923 года начальником управления сельскохозяйственной экономии и политики, а затем и «ученым специалистом»). В 1928 году его отстранили от должности, а в 1930 арестовали по «делу Трудовой крестьянской партии» и заключили в концлагерь 26 января 1932 года.
Кондратьев был расстрелян 17 сентября 1938 года. После него осталась только записка его дочери, где он просил не забывать о нем.
И его не забыли, замечает издание. Теория Кондратьева никогда не была принята при жизни ее создателя. Его имя было реабилитировано только в 1987-м.
Теория больших циклов экономической конъюнктуры Кондратьева утверждает, что «войны и революции возникают на почве реальных и, прежде всего, экономических условий... на почве повышения темпа и напряжения хозяйственной жизни, обострения экономической борьбы за рынки и сырье... Социальные потрясения возникают легче всего именно в период бурного натиска новых хозяйственных сил». Это было написано в 1926 году. Однако социальная неустроенность и стремление быстрее преодолеть ее чаще всего и толкают экономику на тупиковый путь.
Кондратьев исследовал экономику с 1790 года и выявил, что каждый цикл состоит из четырех стадий. Они подобны временам года: «весна» – бурное развитие экономики, «лето» – ее блаженство, «осень» – страшный спад и «зима», в которую экономика впадает, несмотря на усилия государства. Последняя фаза может длиться до 20 лет.
Сейчас, по мнению последователей Кондратьева, можно говорить о том, что плохие времена для экономики начались в 2000 году, когда в США из-за неопределенности с итогами президентских выборов произошло падение финансовых рынков. Затем последовала осенняя фаза года Буша, которая сопровождалась огромным, или, как сказал бы Кондратьев, безнадежным, увеличением внешнего долга.
Как замечает The New York Times, волны Кондратьева, очевидно, больше имеют описательную ценность, нежели предсказательную. Показательно, что экономическому спаду в 2000 году в США предшествовали 25 лет непрерывного экономического роста. До этого был кризис 1980–1982 годов, который во многом побил рекорды своего предшественника 1974–1975 годов и т. д.
Но последняя декада в экономике США действительно сопровождалась ростом долгов и безнадежными попытками государства поддержать неустойчивый уровень потребления. Именно так и описывает эту стадию Кондратьев.
Правда, в интервью газете историк экономики Дэвид Колендер отметил, что Кондратьев немного преувеличивал влияние на экономику ряда факторов. Он также отметил, что Великую депрессию 1930-х годах предсказал Фридрих Хайек из Австрийской экономической школы. Его последователи поэтому утверждают, что именно они предрекли нынешний кризис.
При этом Колендер подчеркнул, что различных экономических аутсайдеров, последователей оригинальных теорий, надо принимать всерьез, так как они помогают взглянуть на вещи в новом ракурсе: «Самое страшное – когда разработчики политики уверены в своей правоте».