Законопроект внесен мэром в Мосгордуму взамен аналогичного документа, который действует с 2001 года, с целью привести столичное законодательство в соответствие с федеральным.
Новый законопроект мэра Москвы о приватизации памятников архитектуры вызывает опасения в связи с отсутствием у нас цивилизованных собственников
Однако, в отличие от предыдущего варианта, в новом документе впервые говорится о возможности приватизации в Москве объектов культурного наследия. Перечень исторических зданий для продажи будет готовить ведомство по охране памятников – Москомнаследие. После этого здания будут выставлены на аукцион, а если итоги последнего признают несостоявшимися, мэрия вновь предложит их купить, но уже с помощью «публичного предложения».
Конечно, не стоит думать, что на торги будет выставлен памятник А. Пушкину или Московский Кремль, до этого не дойдет. К тому же в центре города еще немало очень привлекательных с коммерческой точки зрения зданий, которые до появления соответствующего закона невозможно было приватизировать и которые после реставрационных работ превратятся в объект перепродажи.
«Приватизация памятников архитектурно-художественного наследия не страшна, если государство будет строго контролировать их состояние и сохранение, – говорит куратор проекта и организатор выставок «Против лома» Константин Михайлов. – Ужасно, когда памятники принадлежат государству и буквально разваливаются на глазах».
Трудно не согласиться. Но, с другой стороны, возникает резонный вопрос – не были ли эти «разваливающиеся памятники» намеренно доведены до столь плачевного состояния с тем, чтобы подвести под них подобный законопроект и выкупить через дружественные девелоперские компании. Впрочем, вопрос риторический.
«Нужно ориентироваться на европейский опыт, когда частные владельцы без ведома специальных охранных учреждений не могут не только что-то перестроить, но даже оконные рамы перекрасить в другой цвет», – говорит Константин Михайлов.
Тоже верно. Но так же верно и то, что мы пока не Европа в отношении всего того, что может из народного стать чьим-то. А став частной собственностью, подобные памятники истории будут защищаться армиями охранников, и как кто в них собирается «заходить» – этого в законе никто не прописал.
«Новый законопроект мэра Москвы о приватизации памятников архитектуры вызывает опасения в связи с отсутствием у нас цивилизованных собственников, – сказал газете ВЗГЛЯД гендиректор реставрационной компании «ОРИС-М» Олег Рекрутов. – Сначала большевистский переворот и эпоха «шариковых», потом война и многие другие беды нашей страны привели к тому, что мы перестали ценить и любить то, что принадлежит истории».
Сегодня в Москве насчитывается более 6,5 тысяч памятников культурного наследия, из которых 2,5 тысячи относятся к федеральной собственности, около 2 тысяч – памятники регионального значения. В собственности Москвы находится, по данным мэрии, около 1,8 тысяч таких объектов. Около 250 объектов являются частной собственностью. Чьей и на каком основании – этих ответов газета ВЗГЛЯД в столичной мэрии получить не смогла.
Безусловно, никто не кинется покупать монументы – их сохранность во все времена была и есть прерогатива государства. Другое дело – небольшие как правило здания в старой Москве, уютные и неповторимые на фоне современного «монолита с башенками». «Как обычно, все зависит от прозрачности действий правительства столицы, – сказал газете ВЗГЛЯД художник-реставратор Никита Бельков. – Слишком часто хорошие столичные инициативы работают в чьих-то интересах, но доказать и проследить за исполнением – таких механизмов нет».
Ажиотажа вокруг приватизации памятников истории и культуры в связи с отменой запрета на их оформление в собственность не ожидается, заявил в среду глава Росохранкультуры Александр Кибовский. По его мнению, реставрация стоит намного дороже постройки нового дома и никто «биться за памятники не будет». Правда, при этом чиновник в качестве примера привел некую усадьбу в Тверской области, которая продается уже много лет. Странная параллель с центром Москвы.
По мнению Александра Кибовского, более актуальным в настоящее время является вопрос о передаче памятников федерального значения субъектам федерации с тем, чтобы «у нас не было потерянных памятников и чтобы точно знать, кто конкретно за эти объекты отвечает».
Откровение главы Росохранкультуры только подтверждает высказанные газете ВЗГЛЯД опасения ряда экспертов рынка в отношении того, что новый закон не лишен изъянов, которые могут быть использованы не во благо делу сохранения исторического наследия столицы России.