В четверг правительство одобрило федеральный бюджет на 2007 год и основные характеристики финансового плана на 2007–2009 годы, хотя и признало их несбалансированными. Премьер-министр Михаил Фрадков говорит, что министрам «удалось сохранить курс на обеспечение макроэкономической стабильности и снижение инфляции».
В порядке тренировки
Проект трехлетнего финплана сформирован исходя из прогнозной среднегодовой цены на нефть марки Urals в 2007 году в 58 долларов за баррель
Премьер утверждает, что «бюджет подсчитан с учетом налоговых инноваций, то есть мы подготовили его в пользу бизнеса». Г-н Фрадков еще раз напомнил коллегам, что они «должны использовать сэкономленные средства таким образом, чтобы сформировать необходимые рыночные и финансовые инструменты для бизнеса».
Кроме того, Фрадков предложил Минфину «в порядке тренировки немножко подсократить срок подготовки бюджета», чтобы «потренироваться и сделать в 2008 году сроки более ранними». Министр финансов Алексей Кудрин согласился с указанием начальства.
Доходы бюджета в 2007 году с учетом поступлений в Стабфонд планируются в размере 6,629 трлн. рублей, а расходы – на уровне 5,2822 трлн. рублей. Доходы бюджета-2008, также с учетом поступлений в Стабфонд, – 6,8741 трлн. рублей, а расходы – 5,7585 трлн. рублей. В 2009 году бюджет, по расчетам правительства, получит 7,2452 трлн. рублей, а расходы составят 6,3021 трлн. рублей.
Непроцентные расходы бюджета в 2007 году вырастут незначительно, а в последующие годы будут снижаться. Если в 2006 году непроцентные расходы по плану составят 16,7% ВВП, то в 2007 году они вырастут до 16,9% ВВП, в 2008 году снизятся до 16,5%, а в 2009 году – до 16,2%.
Также с 2006 по 2009 год будут снижаться и темпы роста налоговых доходов федерального бюджета. Тем не менее, по словам Алексея Кудрина, поступление налогов в бюджет будет устойчивым. При этом министр отметил, что «установлен напряженный план по сбору НДС, который в среднесрочной перспективе будет расти, в том числе и по отношению к ВВП». Этот налог, по словам главы Минфина, – «устойчивая база при формировании бюджета».
Проектировки бюджета на 2007 год и проект трехлетнего финплана сформированы исходя из прогнозной среднегодовой цены на нефть марки Urals в 2007 году в 58 долларов за баррель, в 2008 году – в 53 доллара за баррель, в 2009 году – в 48 долларов за баррель. Рост ВВП в 2007 году планируется около 5,7%, в 2008 году – 5,6%, в 2009 году – 5,7%. Объем ВВП в абсолютном выражении в 2007 году прогнозируется в размере 30,25 трлн. рублей, в 2008 году – 33,79 трлн. рублей, в 2009 году – 37,59 трлн. рублей.
Но похоже, Минфину не удается уберечь бюджетные деньги от растраты. Бюджет может оказаться дефицитным. Доходы бюджета, по последним расчетам ведомства Кудрина, увеличены по сравнению с запланированными ранее, но расходы выросли еще более значительно. В 2007 году прогноз доходов без учета поступлений в Стабфонд увеличен на 288 млрд. рублей, а расходов – почти на 415 млрд. рублей. Прогноз доходов бюджета на 2008 год увеличен на 146,5 млрд. рублей, расходов – на 250 млрд. рублей, на 2009 год – на 82 млрд. и 219 млрд. рублей соответственно.
Не хватает на инвестиции
На корректировку бюджетных параметров надеется министр экономического развития и торговли Герман Греф (фото ИТАР-ТАСС) |
Дополнительные средства из бюджета потребуются на увеличение с 1 сентября 2007 года в 1,5 раза студенческих стипендий и с 1 ноября 2007 года доплат за ученую степень. Кроме того, в бюджете зарезервированы средства на ликвидацию перекрестного субсидирования в отраслях естественных монополий и на увеличение доли государства в уставных капиталах энергетических компаний, создаваемых на базе РАО «ЕЭС».
В итоге без учета поступлений в Стабфонд дефицит федерального бюджета в 2007 году может составить 170,4 млрд. рублей, в 2008 году – 163 млрд. рублей, а в 2009 году – 132 млрд. рублей. Однако на заседании правительства Алексей Кудрин пообещал «преодолеть» несбалансированность бюджета на 2007 год.
Минфин видит два пути не допустить дефицита бюджета в 2007–2009 годах. Во-первых, это зачисление части остатков бюджетных средств за 2006 год в бюджет 2007 года. «Кроме того, несбалансированность бюджета 2007 года будет преодолена за счет внутренних заимствований в размере 150 млрд. рублей», – сказал г-н Кудрин.
По его словам, соответствующие предложения будут внесены Минфином в правительство до 1 августа. Однако проекты бюджетов 2008 и 2009 годов были приняты правительством несбалансированными. Их корректировка возможна в будущем за счет уточнения прогноза социально-экономического развития России на 2007–2009 годы, которое позволит увеличить доходную часть бюджета.
На корректировку бюджетных параметров надеется министр экономического развития и торговли Герман Греф. В МЭРТ недовольны уровнем расходов на инвестиции. По мнению Грефа, выделенных денег на финансирование всех намеченных инвестиционных проектов не хватит. «В 2007 году не хватает более 100 млрд. рублей», – огорчается министр.
В 2008 году, по его словам, инвестиционные расходы бюджета снизятся на 0,5% ВВП, а в 2009 году – еще на 1% ВВП. Герман Греф уверен, что в среднесрочной перспективе правительству придется «либо сокращать текущие расходы бюджета, либо пересматривать объем инвестиционных расходов, в том числе по уже принятым обязательствам».
По мнению аналитиков, дефицит инвестиционных расходов правительству покрыть будет действительно сложно. «2007 год - предвыборный, поэтому сокращать социальные расходы невозможно по политическим соображениям, -пояснила газете ВЗГЛЯД аналитик инвестиционной компании «Брокеркредитсервис» Екатерина Кравченко. - По этим же причинам невозможно отказываться и от уже назначенных инвестпроектов».
«Единственный путь - это перераспределение доходов поступающих в стабфонд в пользу инвестфонда за счет разницы в цене Urals которую назначило правительство и реальными рыночной динамикой, - считает госпожа Кравченко. - По оценкам большинства западных экспертов, цены на Urals в ближайшие годы не опустятся ниже 60 долларов за баррель. Однако для этого Минэкономразвития придется побороться с Минфином, между тем позиции Грефа в правительстве сейчас заметно пошатнулись»
В итоге ведомство Германа Грефа будет вынуждено реструктурировать всю систему инвестиционного проектирования включая федеральные целевые программы, уверен ведущий эксперт Центра макроэкономического развития и краткосрочного прогнозирования Дмитрий Белоусов. «Только тогда правительство сможет закрыть имеющийся инвестиционный дефицит», - подводит итог экономист.