Несмотря на отказы правления Arcelor, глава Mittal Steel Лакшми Миттал намерен бороться за Arcelor до конца и всеми доступными средствами, в том числе и скупкой акций у миноитариев. В частности, 8 июня Mittal Steel заявила о покупке акций Arcelor на американском фондовом рынке и о намерении выкупить конвертируемые облигации Arcelor.
Жест доброй воли был оценен акционерами как жест слабости, и они потребовали от менеджмента еще большего
На этом фоне выражение недовольства некоторых акционеров по поводу решения Arcelor заключить сделку с «Северсталью» стоимостью 13 млрд. евро без их одобрения может дать Mittal Steel решающее преимущество из-за технических формальностей.
Акционеры потребовали созыва дополнительного собрания акционеров. Между тем принять решение по поводу сделки-слияния Arcelor с «Северсталью» на собрании акционеров, которое должно пройти 28 июня, может только 50% акционеров. Однако капитал Arcelor распылен между множеством миноритариев и собрать половину из них вместе очень маловероятно.
Некоторые инвесторы выступили против таких правил голосования. Инвестиционный банк Goldman Sachs, консультант Mittal Steel, помог трети акционеров настоять на проведении дополнительного собрания акционеров в целях изменения правил голосования. В связи с этим общее собрание акционеров Arcelor скорее всего будет отложено на несколько дней, сообщил Reuters источник, близкий к Arcelor.
В свою очередь Arcelor и «Северсталь» завили, что не будут заключать сделку-слияние, если Mittal Steel скупит более 50% акций. Но сделать это не так-то просто. А если ей удастся скупить 30% акций даже Arcelor, она уже сможет использовать его при голосовании против сделки слияния с «Северсталью». Однако до сих пор неясно, сохранит ли вообще Mittal Steel за собой миноритарный пакет акций, если ей не удастся приобрести 51% акций Arcelor.
Комментарии руководства Arcelor, которые они послали в воскресенье акционерам компании, указывают, что менеджмент разочарован возникшим спором по поводу голосования. С точки зрения менеджмента компании, руководство вправе начать выпуск дополнительных новых акций, который завершит сделку слияния с «Северсталью», без согласия на то акционеров. Однако жест доброй воли был оценен акционерами как жест слабости, и они потребовали от менеджмента еще большего.
Основные опасения среди акционеров связаны с тем, что по итогам сделки нынешние акционеры Arcelor получают 68% объединенной компании, а владелец «Северстали» Алексей Мордашов – 32%, что сделает его крупнейшим акционером лидера мировой сталелитейной промышленности. Кроме того, Мордашов станет неисполнительным председателем совета директоров Arcelor и получит право назначать 6 из 18 членов совета директоров.
В ответ на эти опасения Мордашов в воскресенье вынужден был сделать заявление, в котором подчеркнул, что не собирается занимать ключевой пост в объединенной компании, так как «это было бы плохо воспринято всеми участниками процесса - и рабочими, и акционерами, и правительством».
Однако среди российских аналитиков и политиков также нашлись скептики, которые утверждают, что Мордашов продает российскую компанию западной. Алексей Мордашов получает 32% Arcelor в обмен на свою долю в активах «Северстали», «Северсталь-ресурсе» и итальянской Lucchini и 1,25 млрд. евро, выплаченных наличными.
Это глава «Северстали» прокомментировал тем, что «речь при сделке с Arcelor идет не о поглощении, а именно о слиянии».