В государственном бюджете на текущий год появились лишние деньги. Минфин пересмотрел план доходов бюджета на 2006 год и предложил увеличить государственные расходы на 161 млрд. рублей. На заседании в четверг правительство одобрило предложение ведомства и постановило внести поправки в бюджет 2006 года.
Рост доходов бюджета вызван увеличением объемов поступлений по налогу на добычу полезных ископаемых, экспортных пошлин по нефти и ростом поступлений от налога на прибыль
По данным Министерства финансов, доходы бюджета на текущий год составят 6,17 трлн. рублей – это на 1,124 трлн. рублей больше плана. Об этом на заседании правительства рассказала замминистра финансов Татьяна Голикова. По ее словам, расходы бюджета составят 4,431 трлн. рублей, а профицит 1,739 трлн. рублей.
Уточненный проект бюджета Татьяна Голикова собирается внести в Госдуму не позднее 4 ноября 2006 года, чтобы 17 числа того же месяца Дума его рассмотрела, а 24 ноября утвердил Совет Федерации. «Дополнительное затягивание сроков принятия бюджета может привести к тому, что указанные средства (по увеличению расходов) не будут освоены в полном объеме», – волновалась замминистра.
Решение увеличить расходы бюджета связано с тем, что первоначальный прогноз доходов бюджета на 2006 год оказался слишком консервативным. «Были заложены одни цифры, а по факту выяснилось, что следует рассчитывать на большее. Чтобы бюджет выглядел более сбалансированным, вносятся поправки», – пояснил газете ВЗГЛЯД главный экономист инвестиционного банка Deutsche UFG Ярослав Лисоволик.
Татьяна Голикова рассказала, что рост доходов бюджета вызван увеличением объемов поступлений по налогу на добычу полезных ископаемых, экспортных пошлин по нефти и ростом поступлений от налога на прибыль на 30 млрд. рублей.
В законе о бюджете на 2006 год предполагалась цена нефти 40 долларов, а в августе прогноз изменился до 65. «Экспортные пошлины на нефть напрямую связаны с ценой нефти, в связи с чем выросли доходы», – говорит эксперт Экономической экспертной группы Елена Лебединская.
Ярослав Лисоволик опасается, что фактический рост бюджетных расходов может разогнать инфляцию. «Придется укреплять рубль, чтобы бороться с инфляционным давлением», – сетует эксперт.
«Расходы вырастут незначительно – поскольку большая часть дополнительных доходов вызвана подорожанием нефти, они будут направлены в Стабфонд», – считает Елена Лебединская.
По словам Татьяны Голиковой, в Стабфонд будет перечислено на 816,6 млрд. рублей больше, чем утверждено законом о бюджете 2006 года. Сумма, направляемая в Стабфонд, составит 1,674 трлн. рублей.
Зачислению в Стабфонд не подлежат 307,9 млрд. рублей. Из них 136 млрд. рублей пойдет на обеспечение расходов федерального бюджета в 2007 году, 44 млрд. рублей будет сохранено в остатках средств федерального бюджета, которые должны быть направлены на покрытие кассовых разрывов при исполнении бюджета.
Таким образом, на дополнительные расходы будет направлено 127,9 млрд. рублей, а 33 млрд. рублей будут обеспечены за счет переходящих остатков средств федерального бюджета на 1 января 2006 года.
Глава Минздравсоцразвития Михаил Зурабов попытался поучаствовать в расходовании появившихся средств. Он рассказал о том, что, из-за того что льготники отказывались от части соцпакета, сократилось финансирование лекарственного обеспечения из бюджета, а фактическое потребление лекарств возросло и образовалась кредиторская задолженность.
Из-за всего этого, по словам Михаила Зурабова, в четвертом квартале 2006 года и в 2007 году возникнут проблемы. Но глава Минфина Алексей Кудрин попросил не увязывать эту проблему с прохождением поправок к закону «О федеральном бюджете на 2006 год», отметив, что это может быть решено в межведомственном порядке.
Все средства уже распределены. По словам Татьяны Голиковой, в первую очередь будут профинансированы расходы, предусмотренные текстовыми статьями бюджета на 2006 год в сумме 42,6 млрд. рублей, из которых 14,6 млрд. рублей направляются на реализацию национальных проектов. 82 млрд. рублей будут направлены на дополнительную финансовую помощь субъектам Федерации. Таким образом, на новые расходы остается фактически 115,9 млрд. рублей.
Это расходы министерств и ведомств, которые были запланированы на первый квартал 2006 года, но не учтены в бюджете в соответствии с поручением президента и правительства. В частности, 17 млрд. рублей будут перечислены Минобороны на строительство жилья военнослужащим (оставшиеся 13 млрд. ведомство получит в следующем году).
На 44,2 млрд. рублей вырастут межбюджетные трансферты, на 25,1 млрд. рублей вырастут расходы на оборону, на 18,3 млрд. рублей – на национальную экономику, на 10 млрд. рублей – на нацбезопасность и правоохранительную деятельность, 9,1 млрд. рублей будут направлены в сельское хозяйство. Еще 6 млрд. рублей – на компенсацию сбережений вкладчиков Сбербанка и страховых взносов вкладчиков Госстраха, и в совокупности 11 млрд. рублей пойдет на погашение социального долга.
Решение Минфина под конец года увеличить расходы выглядит последовательным. «Минфин уже который год борется за равномерное расходование средств, но пока результаты не совсем положительны, – рассказывает Елена Лебединская. – В среднем в течение года ежемесячные расходы держатся на уровне 7–8% от годовой суммы, а на декабрь приходится все остальное – обычно около 15%. Поскольку поправку примут только к концу ноября и вся дополнительная сумма тоже придется на декабрь, это может привести к более высокой инфляции, чем планировалось».